К середине января не только подводят итоги года ушедшего, но и чётко обрисовывают задачи и перспективы на ближайшее будущее.
В четверг наш Президент Александр Лукашенко провёл совещание по социально-экономическому развитию страны и работе в интеграционных объединениях.
Довольно много на этой встрече говорили о России. Во-первых, восточная соседка – наш главный экономический партнёр (на неё приходится примерно половина белорусского экспорта), во-вторых, Союзное государство Минск и Москва строят с 1996 года. Поэтому каждый вопрос двусторонних отношений – важный и значимый. И, поскольку Беларусь – государство социально ориентированное, то никакая большая политика не должна ударить по карману простого белоруса – такую задачу Президент поставил перед правительством. В студии – обозреватель Дмитрий Семченко, который работал в четверг во Дворце Независимости.
– Добрый вечер, Дмитрий.
– Добрый вечер, Юрий! Действительно, речь не могла не зайти об отношениях с Россией. Всё-таки это наш основной торговый партнёр. А вот союзник ли? На словах, да. На бумаге, да. Но на деле белорусам приходится то и дело напоминать о союзных договорённостях, настаивать на их исполнении. Переговоры напоминают известный фильм «День сурка». Сегодня вроде договорились, а завтра утром проснулись, и начинай всё с начала.
Так, ещё прошлым летом российские чиновники обещали компенсировать налоговый манёвр в нефтяной сфере, заверив, что никогда не пойдут на ухудшение экономической ситуации в Беларуси. Тем более, это прописано в Союзном договоре. Потом вдруг сказали, что ничего не гарантировали, но и не отказываются, мол, для этого нужна более тесная интеграция. И понеслось в Интернете: Россия хочет включить Беларусь в свой состав. Глупости, ответил на домыслы наш Президент.
Искать ответы на хронические вопросы предстоит совместной рабочей группе. От Беларуси её возглавил министр экономики. А пока российская сторона отдыхает на новогодних каникулах. Да, потери от налогового манёвра могут быть существенные, но на фоне ВВП Беларуси в десятки миллиардов совершенно не катастрофические. Но правительству предстоит найти источники возмещения, такую задачу поставил наш Президент и предостерёг – издержки ни в коем случае не должны перекладываться на плечи простых людей.
А пока мы будем вести переговоры не только с Россией, благо, «чёрного золота» в мире сейчас с избытком. И в своей суверенной истории мы уже не раз покупали углеводороды в других странах.
Да, российская нефть для нас пока премиальная, и предыдущие попытки диверсифицировать поставки были скорее показательным примером, что у нас есть альтернатива. Но теперь у Беларуси на подходе сразу два крупных козыря.
В этом году фактически завершается модернизация двух белорусских НПЗ. А значит, мы сможем перерабатывать нефть по мировым ценам, тем более, что российские скоро с ними сравняются. Ну и тогда, мы будем выбирать: Восток, Юг или даже Север.
Северные соседи отреагировали на заявление Александра Лукашенко мгновенно. Все участники логистической цепочки на территории Латвии готовы включиться в совместную работу в самые кратчайшие сроки. Нефть готовы переправлять фактически в любых объёмах на предельно выгодных Минску условиях, и самое главное – долгие переговоры для этого не нужны.
Эдвинс Берзиньш, глава латвийской железной дороги: «Не всё только в тарифах, есть и обмен вагонов, как он быстро возвращается назад, разгружаются, загружаются. Отношения, которые у нас есть между железными дорогами, на самом высоком уровне. Нету никаких проблем, решить можем все вопросы по звонку, любых уровней».
Фактически во всех странах мира есть поговорка «Дьявол кроется в деталях». Это означает, что в любом явлении, бывают малозаметные составляющие, которые очень сильно влияют на его суть.
В разговорах про нефть, газ и молоко в белорусско-российских отношениях на второй план отошло много небольших, но говорящих вопросов. О некоторых на этой неделе напомнил наш Президент.
Например, Россия ввела для белорусских транспортных компаний квоты на грузоперевозку по своей территории. Всего 75 тысяч разрешений. Для нас это крайне мало. И многие отечественные перевозчики вынуждены переводить свой бизнес в другие страны, потому что там россияне гораздо щедрее. Например, полякам Москва предоставила на этот год 146 тысяч разрешений, а потом подумала и добавила ещё чуть больше шести тысяч. А Варшава, между тем, рассматривая Россию как потенциального агрессора, готова платить американцам за размещение военной базы на своей территории.
Наш Президент назвал этот факт позорным и недостойным обсуждения на уровне глав государств. Но обсуждать приходиться. Об этом говорили ещё в сентябре в Сочи. Владимир Путин тогда очень удивился, что квоты для Западной Европы расширяют за счёт самых близких союзников, сказал, что это не правильно и надо исправить.
Не исправили. В новый год мы вошли со старой квотой в 75 тысяч разрешений . А знаете, какая квота для россиян на перевозки по белорусской территории?
– Ну, видимо больше.
– Нет. Ездят без ограничений, сколько хотят. Союзники ведь всё-таки!
– Спасибо, Дмитрий. Будем надеяться, что мосты дружбы и сотрудничества, выстроенные двумя народами, выдержат любые временные трудности.
Подписывайтесь на нас в Telegram