25 лет назад было пописано Беловежское соглашение

​В этот день 25 лет назад руководители Беларуси, России и Украины приняли без преувеличения исторические решение, которое оказало влияние на ход всей мировой истории.
25 лет назад было пописано Беловежское соглашение

«Беловежские соглашения» поставили точку в существовании СССР и дали жизнь Содружеству Независимых Государств. Великая геополитическая трагедия или право на независимость?

Сколько нет Советского Союза, столько идут споры, что же тогда случилось в «Вискулях». «Нашим новостям» удалось найти очевидцев этого исторического события и эксклюзивные документы, которые ещё не публиковались.

Растерянный диктор новостей зачитывает протокольный текст и, кажется, сам не верит в то, что произошло. Как и 300 миллионов граждан страны, которой больше не будет. В её великой истории морозным декабрьским днём в Беловежской пуще была поставлена точка.

Немецкая печатная машинка «Оптима» за инвентарным номером 37 – главный немой свидетель происходящего. Это на ней в резиденции «Вискули», расположенной в Пуще, печатали соглашения, которые в мировую историю войдут под названием «Беловежские». 15 лет назад литератор Николай Иванов задумал написать книгу о том, что происходило в небольшом правительственном здании. Отправился в Беларусь и за 50 долларов выкупил раритет.

Николай Иванов, писатель (г. Москва, Россия): «Я пошёл в бухгалтерию. Хочу купить. Посмотрели, сверили, машинка была уже списана на металлолом, почему она стояла там, неизвестно. Говорят, платите деньги».

В Москве аппарат починили. И спустя 25 лет на нём всё ещё можно печатать. Например, заглавные буквы того самого Соглашения. Оригинал документа пропал, и где сейчас он находится, неизвестно.

Журналист Юрий Иванов тот момент оказался единственным фотокорреспондентом в «Вискулях». Думал, будет обычная протокольная съёмка. Оказалось, нет. Сразу два уникальных события – развал Союза и создание Содружества.

Хотя сначала никто и не знал, что именно будут обсуждать Ельцин, Кравчук и Шушкевич. В Минске они говорили о поставках нефти и газа в Украину и Беларусь. Но то, что главы республик поедут в Брестскую область – это решилось буквально за несколько часов.

Юрий Иванов, фотограф-журналист: «Слух прошёл, что едут в Пущу, я к одному-другому, но мне говорят: нет, никуда никто не едет. Загадка! Я чудом попал туда. Подошёл к Кебичу и сказал – возьмите меня с собой. Он говорит: поехали. Загадка была».

При этом, даже в «Вискулях» украинская делегация твёрдо заявила: никакого Союза, ни старого, ни нового. Леонид Кравчук в должности президента лишь неделю и прямо говорит – парламент меня не уполномочил. Но после непростых переговоров он дал согласие, и в ночь на 8 декабря документ начали составлять. Работали до 5 утра, варианты набрасывали от руки.

Пётр Кравченко, министр иностранных дел БССР и Республики Беларусь (1990-1994 гг.): «Унікальны дакумент, які ніхто яшчэ не бачыў. Гэта першая старонка пагаднення аб стварэнні СНД. Дата сёмага снежня. Час 23:23. Шэсць чалавек сабраліся, і мы пачалі працаваць… Нарадзілася фраза “Соглашение о принципах создания Евроазиатского содружества независимых государств”. Мая прапанова. Не прайшло. Тады Садружнасць дэмакратычных дзяржаў. Украінцы не пагадзіліся. І з’явілася СНД».

Министр иностранных дел БССР Пётр Кравченко и сегодня помнит подробности в мельчайших деталях. И как после подписания Шушкевич пытался связаться с Горбачёвым, но тот не ответил. И как российский коллега Андрей Козырев сумел дозвониться президенту США.

Пётр Кравченко, министр иностранных дел БССР и Республики Беларусь (1990-1994 гг.): «Буш быў у стане “грогі”. Ён толькі выдавіў словы: прыму да ведама, нечакана. А потым была размова Ельцына і Гарбачова. Міхаіл Сяргеевіч пачаў казаць пра яго пенсію, а Ельцын яму – “Слухайце, тут краіна гіне, а вы!»

Если развал Советского Союза мировые политики восприняли по-разному, то внутри страны было всеобщее оцепенение и вопрос, который Юрий Шевчук вскоре задаст на всю, уже бывшую, страну.

Союз умер, появилось Содружество. Но тогда ни политики, ни народ больших иллюзий по поводу новоиспечённой организации не питали. Даже нынешний глава СНГ Сергей Лебедев в 1991-м испытал, по его признанию, шок.

Сергей Лебедев, Председатель Исполнительного комитета – исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств: «Я воспринял это, честно говоря, с тревогой. Для меня это было очень трагичные известия, честно скажу. Мои родители жили в Узбекистане, Казахстане, родственники в Сибири и Украине, где я родился, учился. Была надежда 8 декабря, что это соглашение позволит сохранить нашу общность».

За океаном на появление 15 новых государств смотрели очень осторожно. Роберт Бэрри отвечал за установление связей США с бывшими советскими республиками. И первое послание из Вашингтона в уже независимый Минск доставил именно он.

Роберт Бэрри, Чрезвычайный и Полномочный Посол США в отставке: «Для меня, как представителя госдепартамента США, это не было сюрпризом. Мы видели, что происходило в СССР – эти процессы дезинтеграции. И у нас был один совет – будьте осторожны в своих решениях. Ведь возникло 15 новых государств, новых экономик вместо одного экономического пространства».

Потом у каждой страны будет долгий путь восстановления оборвавшихся экономических связей, тяжёлый выбор политического курса, решение национальных проблем. Но обычные люди сегодня вспоминают «Вискули» прежде всего как место, где распалась мощная держава. Степан Мартысюк был директором комплекса в 1991-м и больше заботился о хозяйственных вопросах, размещении и питании. О том, что именно решали и решили важные гости, он даже не догадывался.

Степан Мартысюк, директор комплекса «Вискули» (1991 г.): «Мы не знали толком, что это будет, к чему приведёт. Единственное – надеялись, что это, возможно, название меняют: не СССР, а СНГ. А что развал будет – мы ещё сразу себе не представляли. Уже потом, через пару дней, это всё начало доходить. Да и удивительно было: приехали несколько человек и так просто могли развалить такое государство – это просто не укладывалось! Уму не постижимо – так просто такое государство и развалить за пару часов».

Но Пётр Кравченко уверен – в Беловежской пуще не разваливали Советский Союз. Он сам себя изжил. К тому времени вовсю полыхало в разделённой Югославии, и войны никто не хотел.

Пётр Кравченко, министр иностранных дел БССР и Республики Беларусь (1990-1994 гг.): «Саюз не разваліўся 7-8 снежня. Ён знік намнога раней. Путч, парад суверэнітэтаў, карткі, мітынгі. Гісторыя не перапісваецца. СНД – адзіная форма цывілізаванага разводу. Рэспублікам надакучыла жыць у камунальнай кватэры. Мы пабудавалі сваю кватэру».

Правда если в истории Союза Советских Социалистических Республик тогда действительно поставили точку, то Содружество Независимых Государств, несмотря на периодические внутренние противоречия, существует и работает. И в официальной столице СНГ, Минске, спустя четверть века исходят из принципа – в современном мире лучше вместе, чем вместо.

Подписывайтесь на нас в Telegram