Очень непростая тема, но говорить об этом нужно. Ведь если громкий репортаж спасет хотя бы одну жизнь, значит, все не зря. Крупнейшая сеть наркосбытчиков раскрыта в Беларуси. И не это просто интернет-магазин, а настоящий наркогипермаркет с филиалами по всему СНГ. В нашей стране он покрывает 80% черного рынка.
Действует в даркнете – так просто в поисковике его не найти. Обороты на миллионы долларов, так что цена погубленных жизней организаторов мало волнует. И хоть волна задержаний не первая, найти владельцев очень и очень непросто. В жизни они, скорее всего, носят пиджаки и белые рубашки. Андрей Александров – о тех, кто с иголочки.
Беларусь. Разведка с воздуха, белый микроавтобус с силовиками и наркодилер, чья карьера вот-вот закончится.
На земле и оптовик, и килограммы опасного психотропа одного из крупнейших международных наркошопов.
Копнем поглубже и разберемся, как устроена корпорация, снабжающая отравой почти всю Беларусь и многие другие страны.
Сергей Мелещик, начальник отдела Главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Беларуси: «Мы понимаем, что штат данного магазина достаточно многочисленный, это подтверждается тем, что только в первом квартале 2023 года нами задержано более 60 лиц, осуществлявших преступную деятельность в интересах данного интернет-магазина».
Чаще всего в поле зрения милиции попадают закладчики. Расходный материал. Такой способ доставки наркодилеры подсмотрели… у спецслужб. Агенты по всему миру получают и оставляют информацию или реквизит в тайниках. Такие «закладки» еще называют «секретами». Ради конспирации.
Еще одно задержание. Трое перевозчиков с двумя килограммами наркотиков все того же магазина. А это кадры с польской границы. Попались с поличным. Вес – внушительный. Более 20 килограммов «химии».
Как правило, организаторы наркобизнеса не живут в стране, которую отоваривают. Как и в государствах, откуда могут экстрадировать. Главы картелей, поставляющих наркотики в Беларусь и Россию, перебираются вместе с лабораториями поближе к клиенту – Украина и Евросоюз ведь не выдадут, думают они. Но даже несмотря на натянутые отношения, некоторые контакты по линии спецслужб все же сохранились.
Олег Сильвестрович, начальник Главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Беларуси: «Скрупулезный анализ уже показывает на то, что мы задерживаем не только рядовых наркосбытчиков, а именно определенные категории граждан, которые организовывают и участвуют в этом наркобизнесе. Естественно, все наши усилия направлены в первую очередь на изъятие крупных партий наркотиков».
Только с начала года изъято около 200 килограммов. Это не просто бизнес. Его участники повязаны на крови. Закладчикам, перевозчикам, покупателям – всем, кто физически прикасается к наркотикам – обещают, что их никогда не поймают. Но это не больше, чем пыль в глаза.
В квартире – чисто. Можно спокойно проводить обыск. Закладчик молчит ровно до тех пор, пока в его тумбочке в присутствии понятых не находят пакет с гашишем.
Партия – полтора кило. А девушка все отрицает. Хотя, судя по зрачкам, заторможенной реакции и запаху, она как раз под действием гашиша и находится. Тем временем в соседней комнате – минута откровений.
С девушкой предсказуемо все оказалось также – в ее съемной квартире нашли гашиш.
Такой нелегальный бизнес на смерти поставлен на широкую ногу. Филиалы – в каждом регионе. Сотрудников – тысячи. Вся работа – в интернете. И никаких личных контактов. Но наркоконтроль работает по проверенным адресам.
Задержанных разводят по разным комнатам. Один употребляет, второй раскладывает. Оба изображают крепкое непонимание – с чего это вдруг к ним пришли силовики. Дали время подумать. Спустя несколько часов минер сознался – наркотики в пылесосе. Три пакета.
Белый порошок, который и курят, и нюхают, и пускают по венам. Дешевая синтетика, сводящая с ума на раз-два. Варят «химию» в лабораториях – это может быть хибара в деревенской глуши либо помещение промышленных масштабов с целым штатом на балансе. Нарвавшись на второй сорт, можно навечно остаться в бэдтрипе. Достаточно грамма. Оптовики наркошопа раскладывали эту дрянь килограммами. Троих взяли в Минске.
Кирилл Беркозов, начальник управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми ГУВД Мингорисполкома: «Обнаружено порядка 50 кг особо опасного психотропного вещества 4СМС. В Витебской области, а также в Брестских областях, были задержаны еще 2 гражданина, у которых при себе было обнаружено порядка 8 кг аналогичного вещества. Также, по информации вышеуказанных сотрудников, во взаимодействии с российскими коллегами на территории России изъято 13 кг аналогичного вещества».
Как спится тем, кто каждый день, каждый час и каждую секунду разрушает чужие жизни? Организаторы полагают, что об их темных делишках в реальном мире не узнают. Инвесторы, предприниматели, финансисты – чаще всего преступная деятельность тесно связана с легальным бизнесом. Кто-то под видом мецената отмывает преступный доход, другие – не имеют дела с синтетикой, уничтожая конкурентов, третьи открыто плюют на любые принципы. Кроме одного: воровство – тяжелейший грех в наркобизнесе.
Да, крупные наркоплощадки вербуют лучших айтишников, юристов, врачей для откачки своих клиентов. И даже пиарщиков, устраивающих акции, конкурсы и черные пятницы, превращая магазин в настоящий Диснейленд для наркоманов. Но пусть только кто-то из них хотя бы на секунду подумает, что он умнее своих кураторов… Физическая расправа вплоть до отрубания конечностей и убийства.
Для понимания. Эти двое – коллекторы из Беларуси – по приказу кураторов поехали в Россию и за кражу нескольких граммов наркотика сложили парня пополам. Погиб на месте. Наказание жестче, чем пресловутая статья 328.
Геннадий Казакевич, заместитель министра внутренних дел Беларуси: «Главное, чтобы социум воспринимал проблему наркомании как безусловное зло, безо всяких либеральных или условно демократических, типа "они же дети" поправок. В бытность активизации вот этого движения, зарождения, активизации матерей. Государство предоставило возможность исправиться, смягчило наказание в ряде случаев и так далее. И буквально в течение года, может быть полутора, мы увидели, что наркоситуация начала стремительно ухудшаться».
И справиться с проблемой одни лишь сотрудники МВД на передовой не смогут. Вопрос не в эффективности – система вскрывает всю цепочку. И даже не в строгости закона – многих отвадило. В отношении наркотиков однозначную позицию должно занять и гражданское общество. И тогда больше шансов, что одни распрощаются с жаждой легких денег и иллюзией безнаказанности, другие начнут искать удовольствие в жизни, а не в играх со смертью.
Подписывайтесь на нас в Telegram