Ранее неизвестную работу Ореста Кипренского открыли учёные

​Из местечка Мир пришло сообщение о сенсации в мире искусства. Учёные открыли ранее неизвестную работу «первого романтика России» – художника Ореста Кипренского. Этот рисунок имеет прямое отношение к прошлому наших земель.

Из местечка Мир пришло сообщение о сенсации в мире искусства. Учёные открыли ранее неизвестную работу «первого романтика России» – художника Ореста Кипренского. Этот рисунок имеет прямое отношение к прошлому наших земель.

Чуть ли ни два века «забытое» сегодня – на мольберте. Это рисунок в аристократичной технике сангина. Мелок цвета охры активно использовал Рубенс. И «OresteKiprensky». А точнее «Kiprensk-O-y». С лишней буквой «о» пока – первый вариант подписи «любимца моды легкокрылой…», словами современника с самого известного портрета кисти художника.

Ольга Попко, директор музея «Замковый комплекс "Мир"»: «Нашла только единственное упоминание в письме, которое написано в 1835 году Кипренским графу Мусину-Пушкину-Брюсу, о том, что он знаком с Витгенштейнами. Здесь мы видим Петра Витгенштейна в возрасте полугода, следующая картина была нарисована Карлом Брюлловым, когда ему был годик».

Если о брюлловских «Детях Витгенштейна…» ранее хотя бы сообщали «утеряна», то лист бумаги (всего-то 35 на 35 сантиметров) просто не замечали. Даже владельцы. Обе работы сейчас «в семье» – у наследников некогда «графа на Мире». Их замок в Германии. У нас же – целый мемориальный зал. Правда, «проходной» у туристов. А зря.

«Достойная романа» и совместной фотографии. Копия автографа «солнца русской поэзии» Александра Пушкина со страниц рукописи «Евгения Онегина». Поиски иного изображения Стефании и привели к обнаружению небольшого портрета маленького мальчика.

Он – будущий дипломат, тот, в чьих жилах – равные доли крови Витгенштейнов и Радзивиллов. По матери, Стефании, дочери князя Доминика, участника войны 1812 года. Что интересно: в музеях Беларуси ныне лишь одно творение Кипренского. То же рисунок, то же портрет «героя своего времени…» – генерал-майора Петра Желтухина.

Юлия Лисай, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «Работа выставлялась за свою жизнь только три раза. В момент ещё пока Кипренский был в России, вернувшись из Италии, в 23-м и в 24-м годах XIX века. И потом она была вынута из запасников только в 97-м. В принципе, мы планируем его издание в рамках каталога оригинальной русской графики».

Кроме рисунка, в Мир из-под Мюнхена прибыл и фотоальбом. Это не менее забытые «светописные» портреты графа Петра. Он изменился, в общих чертах не сильно. «Только борода да бакенбарды» – шутят в музее. Сказать сейчас «к сожалению» – уместно. Подлинные реликвии у нас только на пару недель. Однако с них сделают копии для нового пространства Витгенштейнов в уже не «графских развалинах».

Подписывайтесь на нас в Telegram