Ракетный удар по авиабазе Шейрат – реакция стран и безрезультатное заседание Совбеза ООН

​Совет Безопасности ООН, который экстренно собрали после авиаудара США по базе сирийских военных в ответ на химическую атаку в Идлибе, не пришёл к согласию по ситуации в Сирии. А между тем она разделила мир на два лагеря – сторонников и противников действий Соединённых Штатов.
Ракетный удар по авиабазе Шейрат – реакция стран и безрезультатное заседание Совбеза ООН

Совет Безопасности ООН, который экстренно собрали после авиаудара США по базе сирийских военных в ответ на химическую атаку в Идлибе, не пришёл к согласию по ситуации в Сирии. А между тем она разделила мир на два лагеря – сторонников и противников действий Соединённых Штатов.

Дональд Трамп, президент США: «Сегодня вечером я отдал распоряжение о направленном ударе по авиабазе в Сирии. Эта мера – в жизненно важных интересах национальной безопасности США: мы должны сдерживать и останавливать распространение смертельного химического оружия. Предыдущие попытки повлиять на поведение Асада длились годами, все они провалились, и провалились очень явно».

Это заявление Дональд Трамп сделал накануне самой массированной атаки США за шесть лет конфликта в Сирии. Ночью с американских эсминцев в Средиземном море выпущены 59 крылатых ракет «Томагавк», цель – аэродром Шейрат. Якобы оттуда взлетали самолёты с химическим оружием, жертвами которого стали в том числе мирные жители.

Кадры воздействия на организм высокотоксичного газа зарин – не для слабонервных. В контролируемом сирийской оппозицией городе Хан-Шейхун во вторник мучительную смерть встретили 89 человек, в том числе 18 женщин и 33 ребёнка. В этот момент конфликт в Сирии и начал нарастать: кто выпустил ракеты с газом, доподлинно неизвестно. И хотя Дамаск свою причастность отрицал, Вашингтон решил, что это – дело рук правительственных войск Асада. Спустя два дня последовало заявление Трампа и ракетный удар. И сразу же – реакция России.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России: «Президент Путин считает американские удары по Сирии агрессией против суверенного государства в нарушение норм международного права, причём под надуманным предлогом. Мы уже не знаем, какие цели преследовал Вашингтон, принимая решение об этих ударах. Но однозначным является тот факт, что удары де-факто нанесены в интересах ИГИЛ и других террористических организаций. В этой связи можно выразить сожаление. На фоне ракетных ударов вряд ли можно говорить о ещё каком-то повышении риска столкновения России и США в Сирии – риск повышен существенно».

Это та самая база Шейрат (см. видео – прим.ред.). Крылатые ракеты высокоточные, и хотя, по сообщениям военных России, цели достигли 23 снаряда из 59, ключевые объекты разрушены: укрытия для самолётов, бункеры с боеприпасами и системы ПВО. Но после удара утром здесь спокойно работают журналисты – вспомните кадры воздействия зарина на человека.

Химическое оружие в Сирии уничтожили под наблюдением ООН. Но оппозиция уверена, что отравляющий газ у правительства есть, и он был использован в Хан-Шейхуне. Есть и другие версии: удар могли нанести сирийские войска по складу боевиков, а в нём и оказалось запрещённое химическое оружие.

Владимир Путин, президент России: «Применение химоружия в Сирии – провокация с целью втянуть в конфликт другие страны».

Это главная опасность сирийского конфликта. Конечно, в противостоянии правительства, оппозиции и боевиков ИГИЛ гибнут люди, и это уже трагедия. Но на территории Сирии размещён контингент двух сверхдержав – России и США.

Обе стороны пытаются максимально дистанцироваться от обвинений в военной агрессии по отношению друг к другу. В Пентагоне заявили, что предупредили Минобороны России о ракетном ударе. Эксперты говорят и о ювелирной военной тактике Москвы, отвечая на вопрос, почему комплексы «С-300» и «С-400» не сбили «Томагавки» на подлёте. Крылатые ракеты поразить в принципе сложно. Но сбитая американская ракета российской системой ПВО – это прямой военный конфликт. Возможно, Москва была вынуждена не реагировать на полёт «Томагавков», чтобы не развязать перестрелку с авианосцами США. Да, в Шейрате ради этого погибли люди. Но это война. К ней, к сожалению, уже привык сирийский народ, рассказывает журналист Тенгиз Думбадзе. Шесть лет конфликта – это несколько его фильмов о трагедии в жизни тысяч людей. И, что самое печальное, они, кажется, в безысходности.

Тенгиз Думбадзе, журналист телеканала ОНТ: «И удары, оказанные по тем территориям, где я был. Я был в Хомсе и хорошо знаю эти места. Это то место, где игиловцы хорошо сидели. И сейчас, уничтожив арсенал и жилую среду, они тем самым развязывают руки тем, кто хочет там воевать».

И сейчас есть реальная опасность ещё большего нарастания конфликта и его выхода за пределы Сирии. Тем более, что Совет Безопасности ООН не пришёл к согласию – экстренное заседание для обсуждения американского ракетного удара по аэродрому сирийских ВВС закончилось взаимными обвинениями. Вашингтон виновным считает Дамаск, Дамаск осуждает действия США, Россия и Иран – за Сирию, Великобритания, Германия, Турция и Япония – за США. Никаких документов по итогу Совет Безопасности не принял.

Манзур Манзур, заместитель представителя Сирии в ООН: «Эти три неоколониальные державы (США, Великобритания и Франция) рассказывают нам сказки. Эти сказки рассказывали и раньше, чтобы оправдать войну в Ираке. Тогда соврали о наличии в Ираке оружия массового уничтожения. Сегодня США пытаются оправдать агрессию против Сирии. Они используют сфабрикованные данные. Это лишь предлог, чтобы вести войны».

При этом сказать, кто виноват в резкой эскалации конфликта в Сирии, невозможно, как невозможно и предугадать, кто из участников сделает первый шаг для стабилизации ситуации – и будет ли он сделан в принципе. Очевидно, что противоречия накапливаются, градус растёт, а Дамаск надолго стал центром геополитического внимания всего мира.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур
Операторы:
Илья Братенков
География:
Сирия