Главная новость уходящей недели: в 2017 году сбор на финансирование государственных расходов в стране взыскиваться не будет. Вместе с тем, до 1 октября вся техническая работа по подготовке реализации Декрета №3 должна быть безупречно выполнена.
Как у любого решения, у этого тоже есть свои плюсы и свои минусы. О минусах Президент сказал более чем определённо: в некоторых случаях система государственного управления обнаруживала свою инертность, безынициативность и неэффективность. Как бы трудно ни было, но приходится признать, что случай с исполнением Декрета №3 не лучшим образом повлиял на её репутацию. Однако есть и плюсы. И не замечать их было бы неправильно.
Первый и самый главный плюс сводится к тому, что в обществе существует обратная связь – коммуникация между избирателем и властями, которая сработала и на этот раз. Действия одних породили реакцию других, и это взаимодействие говорит о том, что в белорусское общество активно.
Ну, а второй плюс заключается в том, что люди меняются. Уходит серый и невнятный слой социальной безответственности, который достался нам ещё с советских времён. Эти перемены трудны и болезненны, но они происходят.
Рабочий день жительницы деревни Рубеж Анжелы Слизуновой начинается в пять утра и заканчивается ближе к полуночи. Трёх коров нужно покормить, подоить, убрать за ними, а потом приготовить на продажу сыр и творог. Поэтому и реакция на извещение из налоговой – понятна.
Тех, кто зарабатывает себе на хлеб подсобным хозяйством, в Круглянском районе около 100 человек. Вряд ли об этом могли знать налоговики, когда рассылали письма на уплату сбора по Декрету №3. Пока местные власти не стали разбираться с каждым конкретным случаем, пока не появились исключения для тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию, примитивная схема «не работаешь – плати» успела наделать немало шума.
Хотя исполнение третьего Декрета и подкачало, стимул к трудоустройству он всё же дал. Ещё в 2016 году стали выходить из тени те, кто работал нелегально, задумались о постоянной работе те, кто перебивался случайными заработками. Повышенный спрос на вакансии в службах по труду и социальной защите зафиксировали сразу после выхода документа. Каждый четвёртый из тех, кто обратился на биржу, до этого не работал более трёх лет.
Елена Торган, начальник управления по труду, занятости и социальной защите Витебского горисполкома: «Заметно это было, пожалуйста, в вестибюле были всегда люди, и поток нескончаем. Вот если анализировать за соответствующий период прошлого года и здесь, вот, именно тот, кто обратился к нам, это 20% рост».
Рост обращений службы занятости фиксируют по всей Беларуси. За два месяца с начала года за помощью в трудоустройстве обратилось более 37 тысяч человек – это примерно на 500 больше, чем за тот же период 2016-го. Официальный статус безработных получили 30 с половиной тысяч. За это же время более 19 тысяч уже успели трудоустроить. На треть больше стало тех, кто прошёл переобучение на востребованную на рынке профессию.
Согласился переучиться и Анатолий Козик. Инженер-механик с высшим образованием, сегодня – оператор пульта управления на Витебской птицефабрике. За два месяца от службы занятости на новый комбикормовый цех приняли более 70 человек. Анатолия дома ждёт жена и двое детей. Оказавшись 31 декабря без работы, он начал искать вакансию буквально сразу, а 10 января уже устраивался на новую должность.
Анатолий Козик, оператор комбикормового цеха Витебской птицефабрики: «Меня зарегистрировали, все данные туда внесли, какие у меня есть дипломы. Они что-то вроде как резюме мне дали своё, с биржей как бы легче. Для меня это очень важно, я не представляю, чтобы не работать. Деньги надо зарабатывать, надо семью кормить, детей на ноги ставить. И, конечно, без работы я долго никогда не находился, я как со школы пошёл на работу, так и работаю до сих пор».
Ольга Баско, заместитель директор Витебской птицефабрики: «Новое предприятие – текучести кадров у нас нет вообще, 100% персонал, который набран, он весь у нас сохранён, он весь работает».
Белорусы и в целом по стране стали дорожить рабочими местами. Главное, чтобы было, чем дорожить.
Официальная безработица в Беларуси – около процента от трудоспособного населения, но, по данным Белстата, в реальности это лишь пятая часть от тех, кто нигде официально не числится. На 1 марта в службах занятости зарегистрировано почти 43 тысячи человек. Это примерно на 7 тысяч меньше, чем в марте 2016-го.
Вакансий же стало на треть больше. Предложений – почти столько же, сколько и соискателей. В нескольких областях страны официальных безработных даже меньше, чем вакансий, но одни надеются, что самостоятельно найдут более высокооплачиваемую работу, а другие не готовы менять сферу деятельности. Деньги не пахнут, решили 100 жителей Круглого, устроившись на частное предприятие по переработке вторсырья. Многие пришли сюда через центр занятости и, начав буквально с нуля, успели сделать неплохую по местным меркам карьеру.
Жанна Хмаренкова, работник частного предприятия: «Я сама из центра занятости пришла. Поработала сортировщицей, потом бригадиром, сейчас мастером участка. Коллектив хороший. Да, в основном идут из центра занятости, обеспечиваем работой».
Крупных предприятий в Круглянском районе нет. В местном центре занятости зарегистрированы 65 безработных. Вакансий практически столько же, но почти все – это сельское хозяйство. Есть предложения и с хорошей зарплатой, подвозом к месту работы, но городским жителям непросто решиться работать на земле.
Галина Мазок, начальник управления по труду, занятости и социальной защите Круглянского райисполкома: «Стараемся людей, когда приходят на приём, с каждым переговорить, предложить переобучение. И сегодня трое наших безработных уже переобучаются: парикмахерское дело, открытие интернет-магазина, деревообработка».
Сидеть и ждать, пока ей кто-то предложит работу, Алеся Воронцоване не стала. Из безработной она перешла в статус предпринимателя. В центре занятости взяла субсидию и открыла своё собственное дело – парикмахерскую. Предоставленных государством 14 бюджетов прожиточного минимума полностью хватило на необходимый набор профессиональных инструментов.
Копия человека – на принтере. Вот уж по-настоящему уникальный сувенир. Бизнесмен Александр Гаранин создаёт фигурки, которые детально воспроизводят реальных людей. Всё, что нужно для работы – сканер, компьютер и 3D-принтер. По словам предпринимателя, аппарат универсальный и может сделать объёмную копию абсолютно любого предмета. Например, украшения. Это значительно упрощает работу ювелиров, которым для создания изделия достаточно будет просто залить металл в готовую гипсовую форму. Сегодня барановичскому предпринимателю поступают заказы от крупных компаний со всей страны. А ведь ещё три года назад Александр был в статусе безработного.
Александр Гаранин, индивидуальный предприниматель (г. Барановичи): «Я как-то раз увидел в Интернете статью и видео, как делаются 3D-копии людей. И различные изделия на 3D-принтере, и меня заинтересовало это. Я хотел сначала купить его для себя, но потом понял, что это может пригодиться не только мне, но и другим людям. Я узнал, что государство выдаёт безвозмездные субсидии на открытие малого бизнеса, но для этого надо было стоять на очереди по безработице. И отучиться на курсах по индивидуальному предпринимательству».
Бизнес-курсы заняли всего месяц: их Александр прошёл в своём же городе, причём бесплатно. А субсидия составила более двух тысяч рублей. Впрочем, для того, чтобы получить такой стартовый капитал, нужно сначала защитить бизнес-план. И убедить комиссию, что у креативной идеи есть хорошие финансовые перспективы. Только в Барановичах за прошлый год выдали 77 безвозмездных субсидий. Причём многие предприниматели смогли занять работой не только себя, но и других.
Елена Феденко, начальник управления по труду, занятости и социальной защите Барановичского горисполкома: «В сентябре 2016 года молодая девушка получила у нас субсидию на открытие предпринимательской деятельности, и в ноябре она уже создала своё частное предприятие. В декабре там уже работало пять человек, то есть она создала пять новых рабочих мест».
Впрочем, и здесь немало случаев, когда трудоустройству мешают завышенные требования безработного. Например, сегодня предприятиям города нужны 150 швей. В центре занятости готовы организовать бесплатные обучающие курсы. Однако пока на них записались только 14 претендентов. Многие хотят сразу получить руководящую должность, мотивируя это своим высшим образованием. Однако амбиции в данный момент не совпадают с реалиями рынка. В этом чиновникам приходится буквально убеждать людей и объяснять непростую ситуацию.
Алексей Гарбуз, заместитель председателя Барановичского горисполкома: «Абсолютно правильно Глава государства на совещании сказал, что власть должна быть для народа открытой. Важно, чтобы каждый человек, который обращается в органы власти, был услышан, был понят, его проблема была услышана специалистами, которые будут её решать. Как раз недавно мы запустили новый сайт горисполкома, где человек может обратиться в рубрику вопрос-ответ и, по возможности, получить максимально быстрый ответ на свою проблему».
В службах занятости не получат статус безработного те, кто дважды за десять дней со дня регистрации отказался от предложенных вакансий или переобучения. Некоторые называют такой подход жёстким, но это общеевропейская практика. Например, в Германии ещё до миграционного кризиса предшественник Ангелы Меркель Герхард Шрёдер провёл жёсткую реформу трудового законодательства. Если человеку выделяют государственную помощь, а он при этом имеет какой-то источник дохода и даже получил наследство, но скрыл – итогом будет огромный штраф. А за отказ безработного от предложенной вакансии, пособие сначала сокращают, а потом полностью отменяют. Денег на софинансирование социальных расходов с безработных государство не требует, так как в отличие от белорусов, немцы все услуги оплачивают по полной стоимости.
Средняя зарплата по стране к концу года – 500 долларов. Безоговорочное требование Александра Лукашенко может быть выполнено при системном подходе к трудоустройству и раскрепощении деловой среды. Тема совершенствования контрольной деятельности громко прозвучала во время «Большого разговора с Президентом» и получила продолжение на встрече с рабочей группой во Дворце Независимости. Меньше проверок и контроля, а больше помощи специалистов вместо санкций и необоснованных нормативов. Изменения в лучшую сторону уже есть. Сейчас тем, кто трудился нелегально, проще выйти из тени.
Потеряв работу, Александр Дарчия решил сам себя трудоустроить. Дополнив небольшие сбережения госсубсидией, открыл цех покраски автомобилей. Время для собственного дела выбрал более чем удачное: в прошлом году в Беларуси отменили обязательную сертификацию станций техобслуживания, и открывать такие СТО стало проще – никаких барьеров и внезапных проверок. Стимулирует и упрощённая система налогообложения.
Александр Дарчия, индивидуальный предприниматель (г. Гомель): «Ещё два года назад я бы, наверное, не смог открыться, потому что надо было действительно много – стандартизация, сертификация, санстанция, пожарные. Все пока придут, проверят и так далее, может, не рискнул бы даже открываться, да, а сейчас уже привлёк двух человек, ну, и пытаюсь расширяться, чтобы было проще».
Трудоёмкая работа: необходимо сверить каждую фамилию, на руках – огромные списки жителей сразу из нескольких ведомств. Регионы приступили к составлению новой базы данных, в которую войдут исключительно те, кто может и должен трудиться. Лишних – вычеркнут. По требованию Президента, новые списки должны быть готовы уже к 1 апреля. Затем их ещё раз тщательно выверят, и только к четвёртому кварталу налоговые органы получат окончательный вариант.
Надежда Куницкая, заместитель главы администрации Железнодорожного района г. Гомеля: «Конечно же, мы кардинально пересмотрели свою работу, и сегодня уже на уровне горисполкома выработан алгоритм действий. Мы запросили списки в управлении по труду и занятости, в загсах, в отделах образования, и путём несложных таких действий мы механически, проходя каждую фамилию, выверяем, сверяем и смотрим. Плюс ещё задействуем родственников: это когда налогоплательщик находится за пределами Республики Беларусь, мы смотрим и распечатки телефонных разговоров, и заявления, мы учитываем любую информацию, которую возможно учесть. Сегодня мы идём в каждый дом, поквартирно обходим людей, смотрим категории, выверяем списки».
Работа над ошибками необходима не только для укрепления авторитета местных властей. Она возвращает Декрету изначальный смысл: не наказывать, а стимулировать к трудовой деятельности. Пусть даже цена этих процессов – доработка документа и отложенная уплата сбора.
В идеале так называемых иждивенцев может фактически не остаться. Уже близки к этому в Любанском районе. Местный исполком не стал дожидаться решения сверху и ещё до начала работы комиссий, как говорится, взялся за каждого. Неформально вникнуть в жизненную ситуацию человека, помочь, мотивировать к труду... Такой подход продиктовал в том числе и предыдущий опыт председателя, в недавнем прошлом – руководителя высокорентабельного сельхозпредприятия.
Сергей Казецкий, председатель Любанского райисполкома: «Мы первоначально составили списки всех тех людей, которые незадействованные, их оказалось 1500, после уточнения списков их осталось 1149».
Ещё около 50 человек освободили от уплаты из-за тяжёлых жизненных обстоятельств, остальным решили оказать действенную помощь в трудоустройстве. Диана Усик учить детей мечтала ещё с начальной школы. Поступила в БГУ, но брать на работу студентку-заочницу местные работодатели не спешили. В итоге Диана попала в списки «социальных иждивенцев».
Девушку не только освободили от сбора по госрасходам, но и помогли устроиться в местную школу. Теперь третьекурсница помогает самым маленьким с домашним заданием. Похожая история приключилась с Иваном Никеенко. Будучи студентом-заочником, он тоже не смог устроиться. Попал в штрафной список, но был освобождён от уплаты и теперь – сотрудник МЧС. Вот так пресловутое письмо счастья для некоторых оказалось без кавычек. Тем временем на 14 предприятиях района и строительных объектах города ждут оставшихся безработных.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram