Пять главных проблем в системе высшего образования: как их будут решать и что поручил Александр Лукашенко

Александр Лукашенко накануне обозначил пять проблемных вопросов, над которыми ректорам и всем причастным придется серьезно поразмыслить и отчитаться в начале нового учебного сезона

Пять главных проблем в системе высшего образования: как их будут решать и что поручил Александр Лукашенко

Качество образования. От этого зависит, насколько страна сможет реализовать национальные интересы: в экономике, промышленности, гуманитарной сфере. И в системе подготовки будущего специалиста, по сути, ключевая роль принадлежит вузам, из которых должны выходить мотивированные выпускники, желающие реализоваться в выбранной профессии.


Александр Лукашенко накануне обозначил пять проблемных вопросов, над которыми ректорам и всем причастным придется серьезно поразмыслить и отчитаться в начале нового учебного сезона. О каких «болевых точках» идет речь?

В Беларуси – 49 вузов. 230 тысяч студентов и магистрантов, которых учат будущей профессии более 17 тысяч преподавателей. Практически каждый десятый студент – будущий педагог, медик, работник сельского хозяйства, каждый пятый – будущий инженер. И для многих «настоящий» альма-матер – это Белорусский национальный технический университет.

Но с такой мотивацией и установкой на будущее учатся не все студенты в белорусских вузах. Ежегодно порядка 8 тысяч человек расстаются с так и не ставшей им альма-матер. Половина не справляется с учебой, их отчисляют, другие 50 % уходят по собственному желанию. Хотя учились в школе, посещали, например, те же инженерные классы, прошли профориентацию, поступили. Так в чем же причина академической неуспеваемости? Студенту стало не интересно? Или он откровенно не «тянет» материал? А если учится хорошо, то почему сам покидает университетские стены? И это лишь одна из болевых точек современной системы образования. Все, что связано с вузами, детально обсудили накануне на совещании у Президента. Александр Лукашенко обозначил ключевые проблемы.

Тем более, что страна стремится заработать на экспорте образовательных услуг. И это у нас получается. Больше 10 тысяч студентов только из Китая. Приезжают из стран СНГ, Африки. Так что качество образования – вопрос не только внутреннего характера. Это четко на совещании дал понять Александр Лукашенко.

А вот некоторые выпускники белорусских школ, наверное, не хотят и поступают в иностранные вузы. Это далеко не массовая тенденция, но факт не особо позитивный. А важен каждый выпускник белорусского вуза и его вклад в экономику родины. Александр Лукашенко назовет это второй проблемой. А вот третья – студенты не слишком охотно идут в науку. А ведь это тоже архиважно для национальных интересов, более технологичного будущего. Тем более, когда есть все условия – не только получить специальность, но и пойти в науку: получить диплом о первом образовании, учиться дальше, защитить кандидатскую и докторскую диссертации.  

Что же касается тех, кто решил пойти работать после вуза, то в Могилевском госуниверситетете статистика такая: лишь 2% выпускников-бюджетников не «доходят» до работодателя. И в этом видят заслугу отлаженного механизма поддержки молодых специалистов.

Реформы сферы образования последних лет показали: социально-гуманитарный блок перегружен. Философия, политология, современная политэкономия: так ли необходимы углубленные знания этих дисциплин, к примеру, будущему психологу или зоотехнику? Об этом напрямую участников совещания спрашивал накануне и Президент: насколько программа, ее сложность соответствует будущим требованиям заказчиков кадров. В Могилеве уверены: нужна адаптация системы без потери качества с учетом реалий.

Лучший педагогический вуз – в советские времена такого звания университет удостаивался трижды. Беларусь сохранила научные школы и советские компетенции, преумножила их. Этим, несомненно, надо гордиться, но Президент уверен: в наследство будущим поколениям должна перейти работающая и эффективная система образования.

Готовить для реального сектора востребованных рынком и конкурентоспособных специалистов – казалось бы, задачу Глава государства уже ставил неоднократно. И понятно, что для ее выполнения вузам надо как можно точнее анализировать и прогнозировать, какие профессии и в каком, скажем, объеме будут востребованы сейчас, потом и в долгосрочной перспективе.

А еще нужно четко понимать, что ректоры обязаны мыслить по государственному. Образование априори не может быть вне политики. Государственной. Это четвертая проблема. Воспитательную работу в университетах тоже никто не отменял. Ведь именно в вузе активно формируется мировоззрение молодежи. И она должна видеть искренний интерес к обучению и воспитанию, не бюрократию и формализм. Это пятая проблема, над которой надо поработать.

«Имей мужество пользоваться собственным умом» – к этому призывал великий философ Кант. Но, согласитесь, важно ведь не только иметь и применять свои компетенции, куда важнее, чтобы они были развиты, были на достойном уровне. А для этого нужны знания, опыт, надо получать образование. И речь не только о высшем. Ведь поступить и закончить вуз – еще не конец образовательной истории. А только начало. Немаловажно остаться в профессии, реализоваться в ней на благо страны и поступать разумно.

Фото: пресс-служба Президента Беларуси

Подписывайтесь на нас в Telegram