В Беларуси намерены решить проблему пустых и ветхих домов. Сегодня Президент подписал соответствующий указ. Проблема эта давно известная и наболевшая.
Пусть из всего жилфонда таких домов – 0,1%, но в цифрах это почти 250 тысяч квадратных метров. Как 35 футбольных полей! А ведь на самом деле пригодились бы (хоть для спортивных целей, хоть для аграрных).
В общем, документ и призван помочь освободить территорию и вернуть земли в оборот. Конечно, не в ущерб собственникам. Проще говоря, навести порядок там, где давно запустение и никто не живёт. Наталья Казей разбиралась в тонкостях механизма.
Здесь проживала Ульяна Борисовна. Бабушка одинокая, она умерла в 1997 году. С тех пор дом пустует. Сначала всё заросло травой, затем стали рушиться стены, вот-вот обвалится и крыша. Между тем вход сюда свободный. В группе риска – дети, которые не прочь поиграть в старой избушке в прятки.
В исполкоме говорят: давно бы снесли такие дома (их в сельсовете 19), но закон не позволяет сделать это сразу. Не могут найти наследников, а от них нужен официальный отказ от прав на дом. В итоге: сотни запросов в милицию, БТИ, налоговую, социальные службы, и, наконец, обращения в суд. На поиски хозяина часто уходит не год и даже не пять.
Елена Козырева, председатель Тереничского сельского исполкома: «Трудно работать, пока все запросы делаются и приходят ответы, неизвестно, где тот человек умер, в какой области, пока по всем архивам дашь запросы, пока придут ответы».
Ветхий домик и заколачивали, и огораживали забором – бесполезно, хватает лишь на какое-то время. Такое соседство, конечно, не радует.
И таких домов лишь в белорусских деревнях – больше 13 тысяч пустующих и больше 15 тысяч признанных ветхими! Помочь справиться с головной болью местным (и жителям, и властям) призван новый указ.
Чуть меньше года назад (на совещании по вопросам ЖКХ) Президент Беларуси поручил навести порядок и сократить количество ветхих домов. Свою позицию объяснил: мол, если человек владеет жильём, то должен за ним и ухаживать.
Антонина Торбина – одна из тех, кто разрабатывал документ. Поясняет: раньше работали по указу №100, но его, очевидно, настало время менять. И хотя базовые подходы сотого указа сохранили, изменений хватает (их около десятка). Во-первых, действие нового документа распространяется не только на сельскую местность, а на всю страну. Вести реестры пустующих домов будут исполкомы, а в Минске – администрации районов.
Принципиальное значение теперь имеет не длительность проживания, а факт надлежащего ухода за домом и прилегающей территорией, поэтому, по новому указу, пустующей признают ту постройку, в которой никто последние три года не живет ни одного дня! Раньше было строже: нужно было жить в доме не меньше месяца в течение каждого года. Зато теперь в подаваемом собственником дома уведомлении о намерении использовать его для проживания будет содержаться пункт о выполнении обязанностей землепользователя, в том числе, например, меры по охране земель. А если кто-то не будет соблюдать, то предусмотрен штраф. Кроме того, в новом указе разработчики ответили на вопрос: что делать с наследниками, которые могут внезапно объявиться?
Антонина Торбина, заместитель начальника юридического управления Государственного комитета по имуществу Беларуси: «Сегодня указ призван решить эти проблемы. Во-первых, местным исполнительным комитетам предоставлено право обращаться в нотариальную контору по месту открытия наследства с запросом о наследниках, которые обращались за получением свидетельства о праве на наследство. Также те наследники, которые фактически вступили в наследство, но не оформили своих прав, сегодня тоже будут уведомляться местными исполнительным комитетами».
Ветхие и пустующие дома станет проще вовлекать в хозоборот. Вот так выглядит бесхозное подворье после того, как здесь побывала техника (см. видео – прим. ред.).
Как только суд признаёт дом коммунальной собственностью, у исполкома появляется сразу несколько вариантов:
Антонина Торбина, заместитель начальника юридического управления Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь: «Если исполком примет решение о прямой продаже, то он должен будет опубликовать информацию на сайте, и по истечении 30 дней если поступит заявление от одного заинтересованного лица, с ним заключат договор купли-продажи. Если заявлений будет несколько, то проведут аукцион. Если заявок вообще не поступит, то предусмотрен механизм последовательного снижения цены: на 20, 50 и 80%».
Учёт и пустующих, и ветхих домов будут вести в электронной форме. Вся информация появится на официальных сайтах исполкомов. Каждые полгода комиссии будут выходить и осматривать все жилые дома на своей территории, беседовать с соседями, чтобы выявить пустующие. Если человек не живёт в доме по уважительной причине (может, уехал учиться в другой город, или, например, находится в местах лишения свободы), то дом в реестр пустующих не включат. Кроме того, новый указ призван максимально сократить расходование бюджетных средств. Такие дома теперь можно будет продавать без оформления предварительных документов.
За последние шесть лет в стране снесли около 50 тысяч ветхих домов, в оборот пустили больше восьми тысяч гектаров земли. Однако проблема остаётся, таких домов по-прежнему много. Что ж, уверены разработчики, новый указ позволит назвать 2018-й не просто Годом малой родины, но и подходящим временем наведения порядка на ней.
Подписывайтесь на нас в Telegram