Минский моторный завод можно отнести к числу белорусских брендов. Пусть известность его немного уступает МТЗ, но, скорее всего, потому что двигатель от ММЗ просто скрыт от наших глаз радиаторной решёткой знаменитого трактора.
Далее в видеосюжете – о том, чем сегодня живёт главный производитель моторов в нашей стране, а также о том, почему его развитие так важно для Беларуси.
У Владимира Семашко – вице-премьера, который отвечает за промышленность, – сейчас, пожалуй, непростое время. Объёмы производства падают уже три года подряд. Среди причин, разумеется, есть и внешние: снижение экспортного спроса и кризис на основных рынках сбыта. Но и внутренние ресурсы промышленников использованы далеко не полностью. Кто виноват и что делать? 6 мая ответы искали на Минском моторном заводе.
Цифры из уст директора, назначенного чуть более года назад, вроде вовсе неплохие. Но и у вице-премьера, и у министра промышленности есть серьёзные вопросы. Доходит до крайности: они считают, что здесь нужен новый руководитель.
Позицию подкрепляют доводами. Во-первых, завод до сих пор не прошёл защиту плана развития до 2030 года в Совмине и, по мнению правительства, непонятно, куда он движется. Во-вторых, он резко (почти на 70%) повысил цены для российских покупателей. Это серьёзный риск – можно вообще потерять масштабный восточный рынок. Одновременно и для белорусских предприятий, того же МТЗ, моторы стали дороже.
Позицию министерского блока можно понять. Министр отвечает за всю промышленность. И за Минский моторный, который производит двигатели, и за Минский тракторный, который их покупает. Поэтому если у одного предприятия баланс будет положительным, то у другого может уйти в минус. Разумеется, директор моторного завода отстаивает свой интерес.
Руководитель, по сути, оказался между двух огней. С одной стороны, нужно диверсифицировать рынки сбыта, то есть взамен просевших открывать перспективные. Это и происходит – минские моторы в последние два года начали покупать в девяти новых странах. Но играть на повышении цены на российском рынке – а он в экспорте завода занимает приличные 70% – это действительно большой риск. Тем более что Россия создала свою серьёзную двигателестроительную корпорацию.
О денежных вопросах руководители предприятий решили впредь договариваться тет-а-тет. Минпром, как и прежде, сохранит роль куратора. Другой вопрос – качество. У Минского моторного два основных конкурента.
Первый – немецкий Deutz. Компания серьёзная, но соперничать можно. Пример механизатора Александра Супруна с Полесья красноречив. Сломавшийся немецкий мотор он заменил на белорусский, ещё не прошедший технологические испытания. Но! Сам доработал, сам внедрил. И всё получилось.
Второй и, пожалуй, главный оппонент для минчан – это Ярославский моторный завод. Россияне берут объёмами, но уступают в цене. Ничья – 1:1. А вот качество…
Любопытный обзор, кстати, представили недавно украинские учёные из Харьковского технического университета. Они сравнили два схожих двигателя – ярославский ЯМЗ-236М2 и минский Д-260. Параметры оказались в пользу белорусского – и по мощности, и по крутящему моменту, и по расходу топлива. Экономия в 40 литров за рабочую смену. Получается, перспектива у минских моторов есть. И перспектива неплохая. Но это сегодня. В будущем, понятно, без новых технологий, без модернизации, без инноваций и без повышения качества не обойтись.
Вице-премьер Владимир Семашко в будущее белорусской промышленности верит не меньше Президента. И на каверзные вопросы журналистов на Белорусском промышленном форуме, который прошёл на этой неделе в Минске, отвечал долго. Убедительно доказывая с помощью цифр, что перспектива есть, все трудности решаемы. А те, кто будет создавать конкурентоспособную и инновационную продукцию, могут рассчитывать на своеобразные «коврижки» – бонусы от государства.
Столь радикальная постановка – не ради красного словца. Современная экономическая ситуация – это серьёзный вызов всем. А наши экономические убытки последних лет – это, по сути, плата за собственные промашки, которые должны научить. Как же жить и работать дальше. Стратегия будущего – не бороться с кризисами, а предвидеть их. Чтобы белорусские моторы были готовы даже к холодному пуску.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram