«Пространство Хаима Сутина» под Минском модернизировали и открыли в нём новый зал

Cобытия в культуре сегодня напомнили миру о малых родинах великих художников Хаима Сутина и Марка Шагала. Музей истории Витебского народного училища (первым из белорусских) вошёл в шорт-лист престижной премии The Art Newspaper Russia.

Cобытия в культуре сегодня напомнили миру о малых родинах великих художников Хаима Сутина и Марка Шагала. Музей истории Витебского народного училища (первым из белорусских) вошёл в шорт-лист престижной премии The Art Newspaper Russia. 

Среди интеллектуалов это издание – самое авторитетное. Соперники витебчан в номинации «Музей года» – греческая коллекция Костаки в Салониках и музеи московского Кремля. Лауреатов объявят через месяц. 

А музейное «Пространство Хаима Сутина» под Минском уже сегодня расширилось. Открыли новый зал. 

Архитектор рисует как строит. Сначала «коробка», а потом на неё «навешиваются» детали. Художнику хватило бы окна. Одно из отличий мастеров своего дела. Сегодня под пером Левиной – местечковый домик. Такой хранит ещё взгляд Сутина. Дворики ныне агрогородка Дворище рядом с Лидой (а также деревянного Глуска, Мира) – уже память, одетая в раму. 

Галина ЛЕВИНА, архитектор: «Тушь сейчас сложнее перевозить. Потому что поездок стало больше. Они более краткосрочные и такие интенсивные по событиям. Но маленький блокнот и цветные карандаши всегда со мной».

Зодчего пригласили с выставкой обжить новое пространство в «Пространстве Хаима Сутина». Свыше 50 квадратов модернизировали. Сберегли аутентичные доски пола. «Сосед» снизу – Зал Шраги Царфина. Мэтр ÉcoledeParis впервые заявил о себе в Смиловичах. В этом месяце – 120 лет со дня его рождения. Отмечают вернисажем в Париже. Палитра же и кисти классика – в «своём углу».        

Светлана ХАСЕНЕВИЧ, хранитель музея «Пространство Хаима Сутина»: «Это подарок французского коллекционера Эммануэля Рампено. Так сложилось, что его отец собирал Царфина. У него в коллекции 84 работы. Правда, теперь у него уже 82. Мне кажется, еврейские посиделки в Смиловичах. Может, среди них есть отец Хаима Сутина, и отец Шраги Царфина».

Живописное «Общение» продолжает гуашь «На лугу». Это редкая работа Царфина. Полотен 1940-х даже в семье не осталось. А вокруг «Пространства...» гуляет шутка. Мол, сегодня столица – Смиловичи, а не Минск. В прошлом Году малой родины – более 2-х тысяч туристов. В этом хотелось бы 5 тысяч на 5 тысяч жителей. Ведь не зря экспозиция стремится вверх.    

Музейное «Пространство...», где не только пища духовная, но и телесная. Заказываем чашку кофе. Садимся за столик в кафе по-парижски – лицом к публике. В данном случае – сутинской. Скоро их потомков будут писать земляки великого экспрессиониста – воспитанники смиловичского детского арт-центра «Улей».

Летом намерены выбраться на пленэр в Севри – коммуна под Парижем, в Бургундии. Там творил Сутин. В чём схожи мастера своего дела? Для художника, как и для архитектора, важен силуэт. Сегодня контуры «Городов, написанных шагами» (название выставки), бережно извлекли из путевых блокнотов. В центре – вёдра с землёй, по которой ступала нога Царфина... А за окном – Смиловичи. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
Операторы:
Дмитрий Буй