Вторая экспедиция нашего земляка, российского космонавта Олега Новицкого, продолжается уже два месяца. За это время «Контуры» рассказали и о старте, и о научных программах, и даже о космической еде. Но сегодня Светлана Карульская – наш собственный корреспондент в Звёздном городке и Центре управления полётами – решила поведать нам о тех сторонах жизни космонавтов, о которых, наверно, спрашивать не всегда удобно.
Из дневника жены космонавта Юлии Новицкой: «Каждое утро на МКС начинается с экспресс-проверки бортовых систем станции. Это даже записано в расписании на день. Хотя, нет. Первым делом космонавт, когда просыпается, снимает наушники. На ночь ребятам приходится надевать наушники с активным шумоподавлением, так как на станции очень шумно. Затем вылезают из спального мешка, одеваются, проверяют бортовые системы и приступают к утреннему туалету».
«Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Известные строки из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Особенно эту фразу любят и воспринимают буквально – космонавты, люди, которые на нашу планету могут посмотреть издалека.
«Маленький принц» – любимая книга Юрия Гагарина. С собой на МКС её взял коллега Олега Новицкого – француз Тома Песке. Хотя если спросить у космонавтов, как же они приводят себя в порядок, т.е. умываются – ответ будет неожиданный: никак. Никак – в привычном, земном понимании процесса. Здесь чистят зубы, бреются и принимают душ, но… по-космически.
Олег Новицкий, космонавт-испытатель: «У нас есть такие укладочки “Комфорт”, в которых есть всё необходимое для проведения утренних процедур. Маленькие особенности накладывает само состояние невесомости».
Дело в том, что вода в отсутствии притяжения ведёт себя совсем не так, как на земле. Она в космосе не течёт. Лишённая земной гравитации, вода принимает сферическую форму и как будто липнет к коже. Т.е. побрызгаться на МКС просто невозможно. И слёзы, например, не потекут по щекам. Поэтому, говорят космонавты, они никогда и не плачут.
Чтобы умыть лицо, участники экспедиций выдавливают жидкость из тюбика и растирают воду по коже. Зубная щётка и паста у космонавтов – обычные земные. Воду кладут на чистящие волокна, потом пасту – и 2-3 минуты на саму процедуру. Только вот потом пасту приходится проглатывать или аккуратно, чтобы не разлетелась, укладывать в салфетку.
Олег Новицкий, космонавт-испытатель: «Пасту убираем таким вот образом. Салфетку можем на просушку сначала, потом в отходы. Сушить их необходимо для того, чтобы не завелась плесень или грибок».
Всё становится гораздо сложнее, когда космонавту нужно, как говорят на Земле, принять душ или помыть голову. Для этого на МКС используют специальный шампунь. Его не нужно смывать водой. Достаточно после процедуры протереть волосы сухим полотенцем. Именно для того, чтобы упростить себе эту задачу, шутят космонавты, у них – как у мужчин так и у женщин – всё больше в моде короткие стрижки. Кстати, в любой момент причёску можно подправить: на борту есть специальная машинка, которая стрижёт и, как пылесос, сразу же собирает ненужные волосы, чтобы они не разлетелись. Что касается душа, то у него есть настоящая космическая история.
Сергей Крикалёв, первый заместитель директора Центрального НИИ машиностроения по пилотируемым программам: «Душ существовал ещё на “Салюте” – раскрывающаяся, пластиковая плёнка. Можно было пол от потолка раздвинуть и помыться в таком мягком контейнере, не сильно разбрызгивая воду. На “Мире” решили сделать этот душ стационарным. Когда я летал – это была 9-10 экспедиция на станцию, мы поняли, что возни с этим душем очень много – помоешься, потом этот душ надо приводить в порядок. Там вода всё равно налипает на стенках и гораздо проще будет воды использовать минимум, как мы используем на полотенцах, но использовать её как тепловую камеру. Там сильно не нагревается – где-то 50 с небольшим градусов, и потом стали это дело использовать. Серебров где-то снялся с веником в этом душе. Но баней это назвать нельзя».
На мытьё в этих разных модификациях космического душа космонавты раньше тратили более двух часов, сейчас вопрос личной гигиены чаще решается влажными салфетками. Они пропитаны специальной жидкостью: без спирта, чтобы исключить возможность пожара, и без запаха, чтобы он не надоел космонавтам за полгода командировки. Привёл в порядок себя – время заняться своей планетой. В рабочие дни – это касается Земли – космонавты наблюдают за сотнями показаний с её поверхности, проводят эксперименты. А по субботам – день хозяйственный. Время привести в порядок свою временную планету – МКС.
«Сейчас вы наблюдаете монтажника высотника. Олег проводит прокладку кабелей запанельных СУБА».
СУБА – это система управления бортовой аппаратурой – глаза и уши МКС за бортом. Каждую неделю экипажи проверяют и тестируют самые главные узлы космической станции. После этого – генеральная уборка внутри модулей. Открыть форточку и проветрить помещение на высоте в 450 километров нельзя, а уже доказано, что грибки, плесень и другие вредные микроорганизмы могут развиваться и в космосе. И, следовательно, грозить экипажу инфекциями. С ними борется специальный пылесос.
Особое внимание пылевым фильтрам и санитарно-гигиеническому блоку. Проще говоря – туалету. Воздух оттуда перед попаданием в жилые помещения обязательно очищается от бактерий и запаха. Кстати, космический туалет (сокращённо АСУ – ассенизационно-санитарное устройство) разрабатывали лучшие советские инженеры. И до сих пор выпускают его там же, где делают космические – в Подмосковье на научно-производственном предприятии «Звезда». Поэтому к самому естественному процессу – по-настоящему научное внимание.
Вещество №1 – то, что полегче, и вещество №2 – то, что потяжелее, – так в космосе называют отходы жизнедеятельности человека: космический туалет, как и машинка для стрижки волос, тоже работает по принципу пылесоса. Все всасывается в контейнеры. Контролировать этот процесс космонавты учатся ещё на земле. Урина на международной станции перерабатывается в питьевую воду, а твёрдые отходы грузовой корабль «Прогресс» увозит на землю для утилизации. К слову, модель, которую сейчас используют на МКС, признали лучшей даже американцы. И установили именно российские туалеты в своём модуле.
Сергей Поздняков, генеральный директор научно-производственного предприятия «Звезда»: «Туалеты и для “Союза” мы делаем. Исторически так сложилось, что мы с самых первых кораблей всё это делаем. И для МКС, он более совершенный туалет. И американцы не единожды ходили и в наш российский сегмент, потому что у них там постоянно что-то ломалось. Наша система оказалась и надёжнее, и эргономичнее».
74 метра в ширину и 44 метра в длину – уборка на МКС, как правило, занимает у космонавтов почти целый день. Впереди – выходной. Время на общение с близкими. И на то, чтобы вдоволь насмотреться на звёзды. Чтобы, если верить Маленькому принцу, рано или поздно отыскать свою.
Подписывайтесь на нас в Telegram