Пока заинтересованные лица спешно перечитывают проект Таможенного кодекса, устремим свой взор в небеса, где со скоростью 27 тысяч 700 километров в час летит по орбите Международная космическая станция, на которой работает наш земляк Олег Новицкий.
Интересно, что рацион для экипажа разрабатывал и обеспечивал тоже белорус: главный конструктор космического питания Виктор Добровольский. На днях он разрешил корреспонденту телеканала ОНТ побывать в святая святых – на космической кухне.
Из дневника жены космонавта Юлии Новицкой: «Сегодня утром на мою страничку в соцсети пришло сообщение от Натальи из Беларуси. Она заинтересовалась белорусским картофельный пирогом, который Олег заказал мне приготовить перед посадкой. С радостью поделюсь рецептом. Делаются огромные драники на всю сковородку, как коржи для торта: посыпаются тёртым сыром и перекладываются жареной морковкой с луком и грибами. Получается нереально вкусно! Олег обожает этот пирог…»
Кто хорошо работает, тот хорошо ест. Эта народная мудрость, которая, наверное, лучше всего характеризует жизнь космонавтов на МКС. Рабочий день у них начинается в шесть утра, длится восемь часов по плотному графику, суббота – хозяйственный день, выходной – только в воскресенье. Космонавты не жалуются, говорят: такая служба. И здесь обед – по расписанию. Ежедневный рацион рассчитан на четырёхразовое питание и составлен из расчёта потребления космонавтом не менее трёх тысяч килокалорий. Ну, и у каждого космонавта – своя ложка к обеду.
Олег Новицкий, космонавт-испытатель: «Для приёма пищи используется специальная укладка со средствами приёма пищи. У каждого космонавта она индивидуальная. В ней находятся вилка, ложка и ножницы, чтобы вскрывать пакеты. Она прибывает с экипажем на корабле. И остаётся вместе с экипажем до окончания экспедиции».
А вот продукты для космонавтов на МКС привозят заранее. Отбор для орбитальной кухни – как конкурс в отряд Центра подготовки. Здесь точно «без обмана» – вся еда без химических и синтетических добавок. Ведь, как они поведут себя в космосе, неизвестно. Виктор Добровольский – главный космический повар. Он родом из Лепеля. Наверное, поэтому и к созданию «звёздного меню» вот уже почти 30 лет подходит по-белорусски. Убеждён, что еда должна быть простой, сытной, полезной и вкусной. Сейчас основной рацион космонавтов составляют так называемые наборы: меню на 16 дней, где продукты не повторяются. Приедаемость исключена. Новые блюда появляются постоянно.
Виктор Добровольский, главный конструктор космического питания: «Вот, к примеру, суп-пюре гороховый, щи зелёные. Это, кстати, новый продукт, рассольник с мясом, суп из шампиньонов, суп рисовый с мясом, борщ. Очень любят космонавты борщ».
Первым, конечно, более скромный набор космических продуктов попробовал Гагарин. Несмотря на то, что его полёт занял всего 108 минут и проголодаться космонавт не успел, полноценный приём пищи был включён в план запуска. В нём – всё, как положено: первое, второе и компот.
Виктор Добровольский, главный конструктор космического питания: «Ему в тубах были приготовлены гомогенного состава первые блюда, вторые мясные блюда, сок в тубах, хлеб такой же, как и сейчас, на один укус».
Хлеб – это, пожалуй, единственное, что не изменилось в космическом питании за 55 лет. Сегодня звёздный рацион, как в хорошем ресторане. В нём – более 300 продуктов: от чёрной икры до жевательной резинки. Всё упаковано в тару, которая увеличивает срок хранения блюд. Они не рассыпаются и не разливаются.
Это раньше всю космическую еду упаковывали в тюбики. Сейчас технология изменилась – большинство продуктов производят в порошках и консервах. Со строгим учётом пространства и веса, занимаемого на корабле, так как каждый килограмм требует определённых затрат топлива. И чем меньше вес, тем дольше полёт. Поэтому из продуктов выпаривается вся влага. Результат поразителен. Например, обычный творог после сушки теряет до 76% своего первоначального веса, а пачка «космического печенья» весит всего 30 граммов.
Это стало возможным благодаря сублимации. Вначале стерильные продукты или уже приготовленные блюда сутки замораживают при минус 60 градусах, а затем в условиях вакуума высушивают: два дня их держат при температуре в плюс 70. Тогда лёд не превращается в воду, а сразу испаряется, сохраняя 95% полезных веществ продукта. Превращать эти брикеты в съедобные блюда космонавты учатся ещё на земле.
Олег Новицкий, космонавт-испытатель: «Каждый пакет снабжён лепестковым клапаном, куда набирается вода и обратно она не выходит. Отрезаем и заполняем тёплой водой. Инструкция написана на пакете: 50 миллилитров холодной воды. Один качок насоса – 25 миллилитров».
В звёздном меню очень много продуктов с повышенным содержанием витамина D. Из-за отсутствия солнечного света и кальция, который в невесомости быстро вымывается из костей, его употребление просто необходимо. Поэтому, в рационе много рыбы и, конечно, творог. Это любимый завтрак космонавтов. Кстати, творог с орехами на МКС называют орбитальной валютой. Он нравится не только экипажам «Роскосмоса», но и иностранным астронавтам, потому что лучше всех остальных продуктов сохраняет земной вкус. Поэтому астронавты, если что-то, конечно, останется, в обмен на десерт с удовольствием отдают, например, кофе из своего бонус-контейнера.
Олег Новицкий, космонавт-испытатель: «Здесь у нас находятся контейнеры, можно себе что-то выбрать. Здесь – кондитерские изделия. Ну вот: возьмём творог, а лучше – два».
Бонус-контейнеры – это дополнительный рацион космонавтов. Они ещё на земле заказывают то, что больше всего любят. Предпочтения Новицкого – супы, рыба и, конечно, как у любого белоруса, – картошка.
Нина Бочкарёва, начальник отдела технического контроля космического питания: «Бульбаш – да. Картошку он тоже любит, заказал. В основном рационе питания у нас достаточно изделий из картофеля: вырезка свиная с картофельным пюре, просто пюре картофельное, пюре картофельное с луком, пюре картофельное с грибами».
Побаловать себя особо любимыми продуктами, у Новицкого, правда, получится сейчас только в феврале. Из-за аварии транспортного корабля «Прогресс», которая случилась на прошлой неделе, бонус-контейнеры сейчас формируются заново. И полетят уже на следующем. Но голодать экипажу МКС не придётся – запас продуктов на станции рассчитан на три месяца. Да и часть деликатесов к Новогоднему столу, например, чёрную икру, экипаж Новицкого привёз на своём «Союзе». Так что у экспедиции есть основания нам всем пожелать приятного аппетита.
Подписывайтесь на нас в Telegram