Белорус Олег Новицкий завершил свою «звёздную» командировку. В пятницу спускаемый аппарат «Союз МС-03» с экипажем 51 экспедиции МКС приземлился в казахстанской степи. В течение семи месяцев собственный корреспондент ОНТ в Москве Светлана Карульская внимательно следила за работой этой космической миссии. И, вне всякого сомнения, стала самым теоретически подготовленным космическим журналистом Беларуси.
Сегодня она расскажет о мягкой посадке Олега Новицкого и немного о производственной кухне первого белорусского «звёздного» сериала «Просто космос».
Из дневника жены космонавта Юлии Новицкой: «В воскресенье у нас состоялась крайняя, вернее, последняя за этот полёт приватка с Олегом. Вещи, которые могут потребоваться мужу после приземления, я уже вчера утром отдала экипажному доктору Кириллу».
Визуально так и начинается космическая дорога домой. Центр управления полётами даёт команду на расстыковку корабля «Союз» и Международной космической станции. На самом деле, всему этому предшествуют сотни подготовительных операций. Баллистики определяют оптимальное время и место посадки: для экипажа Олега Новицкого в этот раз наиболее «мягкой» назвали казахстанскую степь в 147 км юго-восточнее города Жезказган. Туда сразу же выдвинулась поисково-спасательная группа: 150 военнослужащих, эвакуационные машины и авиация.
В это время кипела работа на МКС. Олег Новицкий менял комплектацию своего «Союза». Прямо во время экспедиции изменился состав экипажа, который полетит домой. Командиру станции американке Пегги Уитсон (она стартовала с Новицким на «Союзе МС-03») продлили командировку ещё на четыре месяца. Её место занял объёмный контейнер.
Александр Калери, руководитель научно-технического центра ракетно-космической корпорации «Энергия»: «Когда вы сами укладываете свой чемодан, вы за него и отвечаете. Так же и тут: они сами всё уложили, закрепили, поэтому, всё было в их руках».
Чуть более трёх часов – столько нужно «Союзу», чтобы доставить космонавтов на Землю. Сам процесс предполагает прохождение трёх критических, наиболее ответственных периодов. Это, собственно, расстыковка, первое включение тормозного двигателя и вход в атмосферу.
Всё время специалисты Центра управления внимательно следят за состоянием основных систем сначала корабля, а потом – спускаемого аппарата. А, главное, контролируют самочувствие самих космонавтов. При штатном спуске с орбиты они испытывают перегрузки до пяти единиц. На них как бы давит пятикратно увеличенный вес. Чтобы организм мог перенести такой стресс, ещё до полёта космонавты тренируются на центрифуге. Смягчить удар о землю помогает и специальный ложемент, сделанный для космонавта индивидуально. Это практически анатомическая копия спины каждого члена экипажа.
Не отрывают глаз от экрана и родные космонавтов. Для Юлии Новицкой ожидание Олега было самым долгим. Старшая дочь Яна ездила на старт на Байконур. Юля с младшей (Ритой) наблюдала за всем из зала Центра управления полётами. Малышка тоже сегодня нервничает: успокаивает ребёнка плюшевый ёжик с обычным для «звёздной» семьи именем Космик.
Юлия Новицкая, жена космонавта Олега Новицкого: «В основном она сейчас говорила «да-да-да», это слышал весь ЦУП. Мешала в какой-то мере специалистам работать. Ну, по крайней мере, она начала хорошо ходить. И я думаю, что в первый день она будет ходить даже лучше, чем папа».
Особые переживания были и в Червене. За трансляцией внимательно следила мать космонавта Валентина Новицкая. Последний раз она видела сына на экране компьютера: пять месяцев назад, когда приезжала в Звёздный на сеанс связи. Накануне посадки, он звонил по телефону. Успокоил и сказал, что всё будет хорошо.
«Есть посадка». Эта фраза была главной и для Евгения Фёдорова. Его называют «голосом» Центра управления полётами. Он комментирует все динамические операции. Отвлечь его во время трансляций невозможно. Только после открытия люков и информации из Жесказагана о том, что с космонавтами всё хорошо, Фёдоров соглашается поделиться впечатлениями. И объясняет, почему никогда не закричит, например, как футбольный комментатор.
Евгений Федоров, комментатор Центра управления полётами: «Нам эта эмоциональность на работе только мешает. Понервничать можно дома и до работы, потому что, когда пришли сюда, нам надо не нервничать, а отслеживать, что говорят. Сейчас мы не можем волноваться. Если мы будем волноваться, мы можем допустить ошибку, а мы не должны допустить ошибку».
Все эмоции – уже по прилёте экипажа в Москву. Специальным бортом космонавтов доставляют на аэродром Чкаловский. Это то место, которое со времен Королёва тесно связано с космонавтикой. Именно здесь начинали свои тренировки те, кто был зачислен в первый «звёздный» отряд. Отсюда сейчас на Байконур улетают все экипажи МКС. И, только возвращаясь сюда после экспедиции, космонавты могут сказать: «Мы дома!».
Несколько минут с родными – Олег Новицкий отправляется в профилакторий Центра подготовки космонавтов. Его командировка ещё не закончена. Впереди реабилитация и серия постполётных экспериментов. Но это уже другие ощущения: комнату в профилактории готовили жена Юля и дочь Яна, туда же они привезли кулинарные заказы мужа: белорусский картофельный пирог из драников, жареные рёбрышки, сладости и другие приятные для Олега мелочи.
Яна Новицкая, дочь космонавта Олега Новицкого: «Мы приготовили папе ракету из воздушных шариков. Она стоит и ждёт его дома. И такую же надпись из шариков: «С приземлением».
Семь месяцев и один день: этого возвращения, без преувеличения, ждала и вся Беларусь. Олег Новицкий поднимал на высоте в четыреста километров наш флаг, фотографировал наши города и при каждой возможности передавал из космоса добрые слова на родину.
Белорусы в ответ присылали ему письма, ездили на сеансы связи и ловили в объективы фотокамер пролёты МКС над республикой, планеты и звёздные созвездия прямо над домом Новицких в Червене. Только Олег, наверное, тогда знал, чего стоит каждый такой привет.
Олег Новицкий, космонавт-испытатель: «Огромные слова благодарности. Огромный привет всему белорусскому народу, огромный привет родной земле, по которой я тоже очень скучаю. Всем близким».
А журналисты ОНТ за это время изучили все доступные коридоры ЦУПа, перемеряли космический гардероб. Причём, не только его выходную часть. Мы пробовали космическую еду, пристраивались к «звёздным» тренажёрам. Получали советы, а иногда и «взбучки» за неточности и ошибки прямо с МКС. Это тот опыт и те впечатления, которыми более полугода «Контуры» делились со своими зрителям лишь с одной целью: чтобы мы чаще поднимали голову вверх, мечтали и стремились к звёздам. Туда, где всё вокруг просто космос!
Подписывайтесь на нас в Telegram