​Пока белорус Олег Новицкий находится на Международной космической станции, корреспондент ОНТ в Москве Светлана Карульская рассказывает всем нам о космосе и его прикладном значении в жизни едва ли не каждого человека.
Просто космос

Пока белорус Олег Новицкий находится на Международной космической станции, корреспондент ОНТ в Москве Светлана Карульская рассказывает всем нам о космосе и его прикладном значении в жизни едва ли не каждого человека.

Из дневника жены космонавта Юлии Новицкой: «Недавно Роскосмосом был объявлен 17-й открытый набор в отряд космонавтов. Планируется, что те, кто пройдут, станут “первыми россиянами, которые полетят к Луне”. Чуть больше месяца назад я писала о тех требованиях, которые предъявляются к будущим покорителям Вселенной. Мне кажется, что все они остались прежними, за исключением возраста. Его снова подняли до 35 лет, как было, когда отбор проходил Олег.

Проснуться в собственной каюте космического корабля, собраться с друзьями и отправиться на космодайвинг: попрыгать с высоты в 200 километров, забронировать отель на Венере или Марсе… Пока, конечно, всё это из разряда галактической фантастики. Но она всё отчетливее превращается в реализм. Не только государства, но и частные корпорации готовы вкладывать в освоение космоса колоссальные средства. Ведь уже даже известен первый адрес, куда направятся космолёты – это Луна.

Игорь Буренков, официальный представитель госкорпорации Роскосмос: «На самом деле люди были только в одном месте Луны, в районе экватора. Сейчас речь идёт об изучении полюсов Луны, где могут быть большие запасы воды, и не просто о посещении Луны, а о полноценной действующей постоянной базе. Луна будет являться первой ступенькой человечества, чтобы двигаться дальше – в космос дальний».

Российская база на Луне должна быть построена где-то к 2035 году. Первый полёт на Марс может состояться в 2050-м. И как тут не поверить, что люди, чьей пропиской станут иные планеты, уже, возможно, родились на Земле? Корабли, которые смогут их туда довезти, и роботы, которые сделают жизнь легче, уже почти готовы.

«Василий» – антропоморфный, т.е. человекоподобный робот. Таких, как он, создают и адаптируют именно для покорения космоса. Это перспективный член экипажа МКС, который сможет заменять космонавтов там, где им угрожает опасность. Например, в открытом космосе. Именно такой робот может стать первым механическим Юрием Гагариным и отправиться в дальний полёт.

Тесты для антропоморфных роботов сейчас делают россияне, американцы и японцы. Беларусь, имея высокий потенциал в IT-технологиях, тоже могла бы присоединиться к разработкам, считают эксперты. Это практика стопроцентной доходности. Ещё несколько перспективных направлений для нас – высокотехнологичные изобретения для космических аппаратов и для МКС, а так же работа над созданием наноспутников.

Перспективная задача учёных – создание вот таких (см.видео – прим.ред.) лёгких, но многофункциональных спутников. Такая же доступность космических аппаратов для любого жителя Земли, скажем, как мобильный телефон, уже не фантастика, а дело ближайшего будущего. Кстати, говорят, что с этих самых мобильных телефонов спутником можно будет и управлять. Наблюдать за интересующим объектом. Например, за маршрутом собственного ребёнка, который возвращается домой из школы один.

Эти спутники, уверяют учёные, в скором времени могут стать «нефтью будущего». По их прогнозам, уже в следующем году на орбиту отправят до трёхсот аппаратов весом не более 50 килограммов: в три раза больше, чем за предыдущие пять лет. Сам рынок наноспутников сейчас оценивается в десять миллиардов долларов. И у него есть перспектива минимум троекратного роста. Убедительный ответ на вопрос «стоит ли вкладываться в космические разработки?»

Денис Малыгин, главный конструктор лаборатории проектирования сверхмалых космических аппаратов (Россия): «Всегда задаются вопросом, почему нужно столько денег вкладывать в космос. С другой стороны, космос сейчас – это всё: это навигация, это высокоскоростной Интернет, это метеопрогнозы различные, это предсказание катастроф: пожаров лесных, цунами, наводнения».

Беларусь, не имея ни собственных космодромов, ни ракет, уже пять лет входит в число космических держав. И конъюнктуру рынка здесь стараются чувствовать. Первый наноспутник уже создан в БГУ: космический аппарат весит всего лишь около 2 килограммов. Вся полезная нагрузка – радиационный спектрометр, навигатор, инфракрасный детектор, радиационно-стойкие элементы – сделаны в Беларуси. Сейчас аппарат проходит испытания. Его космическая жизнь может начаться уже в следующем году.

Владимир Саечников, научный руководитель Центра аэрокосмического образования при БГУ: «В первую очередь мы должны освоить "сквозную" технологию: от постановки задачи до разработки самого космического аппарата, запуска его, выведение на рабочий режим, приёма данных, обработки данных, предоставления этих данных для конкретных пользователей».

Правда, чтобы вывести такой наноспутник на орбиту, пока ему придётся найти в попутчики большой аппарат. Два таких у Беларуси уже есть. Идёт речь о создании третьего. Чтобы снизить нагрузку на бюджеты в «звёздных» исследованиях (доходы ведь приходят не сразу), ведущие госкорпорации намерены привлекать ещё и бизнес. У всех на слуху потрясающие результаты работы частной компании американца Илона Маска SpaceХ, цель которой – сокращение расходов на полёты в космос и колонизация Марса. Космический корабль «Драгон» уже курсирует по маршруту Земля – МКС – Земля. Это единственный грузовик, способный возвращаться из космоса. А сейчас это может делать и ракета Falcon 9, сделанная SpaсeX. Аэрокосмическая компания провела первый в истории запуск уже использовавшейся ранее ступени ракеты-носителя. Следующая цель Илона Маска – шаттл до «красной планеты». Глядя на такие фантастические результаты, и Роскосмос заявил о начале программы государственно-частного партнёрства.

Антон Жиганов, исполнительный директор по развитию бизнеса и коммерциализации госкорпорации Роскосмос: «Нам очень важно взаимодействовать с частным бизнесом и наша задача как госкорпорации, как отчасти регулятора – создать правильные условия, создать нужную среду, которая позволит частным инвесторам войти сюда».

Для Беларуси в этом смысле закрытых дверей не будет. Можно вкладывать свои деньги, а можно побороться за гранты под космические стартапы. Здесь, как говорится, было бы желание и стоящие идеи. Глубоко внутри мы всё так же, как когда-то Циолковский и Королёв, тоскуем по межпланетным перелётам и чужим мирам. За шестьдесят миллионов долларов уже сегодня можно попасть на МКС. Говорят, что скоро невесомость станет доступнее: 250 тысяч за перспективу двухчасового суборбитального полёта. Так что: «Осторожно: космические двери открываются!»

Подписывайтесь на нас в Telegram