​Очень насыщенной стала неделя для обитателей МКС, где сейчас находится наш земляк Олег Новицкий. Участники экспедиции встречали сразу два грузовых корабля.

Очень насыщенной стала неделя для обитателей МКС, где сейчас находится наш земляк Олег Новицкий. Участники экспедиции встречали сразу два грузовых корабля.

В понедельник с мыса Канаверал стартовал американский «Драгон», который состыковался с МКС только со второй попытки. А в среду уже с Байконура был запущен очередной грузовой корабль «Прогресс».

Надо сказать, что именно к этому запуску было приковано повышенное внимание специалистов «Роскосмоса» и журналистов. Старт даже назвали историческим: он стал последним для этой самой массовой модификации ракет-носителей «Союз». За почти 40 лет было осуществлено 788 запусков, из них неудачных – менее 1%. Последний, или, как говорят космонавты, «крайний» – стал успешным, и в пятницу грузовик пристыковался к МКС.

Находилось в этом «Прогрессе» и то, что больше всего ждут космонавты: посылки от родных и близких. Герой нашего сериала Олег Новицкий – боевой лётчик, полковник запаса военно-воздушных сил – получил подарки к 23 февраля.

Из дневника жены космонавта Юлии Новицкой: «Когда Яночка училась в 11-м классе, на уроке литературы им дали задание написать сочинение про папу. Сегодня, мне кажется, оно будет для него лучшим подарком к празднику. “Это сегодня мой папа – космонавт”,– писала Яна. “А вообще я родилась в семье военного лётчика. Мои родители тогда служили в небольшом военном городке в Ставропольском крае. Своё детство я помню хорошо, мой папа часто уезжал в командировки – такова судьба большинства военных. А дома у нас всегда на видном месте стояли его фотографии”».

«Я – лётчик…» Эта песня белорусского военного журналиста, известного барда Николая Анисимова, – одна из тех, что звучала в корабле «Союз МС-03» на Байконуре перед стартом. Согласно традиции, каждый член экипажа составляет свой плей-лист. У командира Олега Новицкого в нём были песняровские «Молодость моя – Белоруссия», «Беловежская пуща» и вот эта: «Я – лётчик». Полковник запаса военно-воздушных сил, отправляясь в самый дальний полёт, мобилизуется так же, как когда-то садясь в кабину штурмовика Су-25. Только здесь лучший на Земле для лётчика «звук от турбин» мощнее и громче. А задачи и маршруты в прямом смысле слова – космические.

Он шёл к этому почти 20 лет. Не простая, но осознанная дорога в космос. Тогда, в 1988-м, Олег ясно чувствовал: небо зовёт. Примером стал двоюродный брат Игорь – тоже лётчик. В Борисоглебское лётное училище выпускник Червенской школы Олег Новицкий поступил в тот год, когда его брат уже надел лейтенантские погоны. Перестройка, парад суверенитетов, развал большой страны, как следствие – политический и экономический надлом. Всё это не обошло стороной и армию: курсанту Новицкому пришлось сменить три училища. Одно за другим их расформировывали. В 94-м он получил диплом и был назначен на должность лётчика-инструктора истребительного авиационного полка.

Валентина Новицкая, мама космонавта Олега Новицкого: «Были полёты, тогда ж эти войны были, какая-то неспокойная такая обстановка в Чечне была, поэтому пришлось помогать. Ну, период, был период такой, что надо было конституционный долг выполнять. Ну, а потом можно было и в Ленинградский военный округ идти служить, но он как-то выбрал сам Закавказье».

Этот выбор он делал уже не только за себя. В дни, когда весь мир впервые услышал имя Шамиля Басаева и следил за операцией по освобождению заложников в больнице Будённовска, Новицкий стал семейным человеком. Заканчивал учёбу и должен был определяться с местом службы. Было два варианта: место потише – Ленинградский военный округ – и 4-я воздушная армия, которая тогда прикрывала неспокойные южные рубежи России. Новицкий решил не отсиживаться, а летать. Жена Юля с решением мужа не спорила. Мало того, сама – профессиональный журналист – пошла служить.

Юлия Новицкая, жена космонавта Олега Новицкого: «Получилось, что я смогла призваться в 205-ю пехотную бригаду в реактивный дивизион. Я был артиллеристом. У нас многие женины служили, потому что это специфика военного гарнизона».

Семья Новицкого приехала в Будённовск, где базировался штурмовой авиаполк, через полгода после теракта. На десять лет Северный Кавказ стал для Олега домом, а штурмовик Су-25 – верным боевым другом.

Самолёт Су-25, или «Грач», как называют его сами лётчики из-за характерной горбинки на «носу» за кабиной пилота – лучший штурмовик в своём классе. Ещё со времён войны в Афганистане, машина получила репутацию «летающего танка» за способность на средних и малых высотах помогать сухопутным силам ракетной, бомбовой и пушечной поддержкой. Налёт Олега Новицкого – более 600 часов. То есть в общей сложности непрерывно за штурвалом Су-25 он провёл почти месяц своей жизни.

В девяностые годы так много летали только в боевых полках: единственное преимущество перед другими авиационными частями. Во всём остальном – всё, как у всех. Деньги не выплачивали месяцами и многие сбегали из армии. Но Новицкого на службе удерживало другое.

Олег Новицкий, космонавт-испытатель: «Это те люди, с которыми ты делил хлеб. У меня на дне рождения был торт из буханки хлеба со стоящими там спичками. Каждый принёс то, что смог. Это настоящая дружба и мы поддерживаем это».

Лётчик, старший лётчик, командир звена, заместитель, а потом и командир эскадрильи – послужной список Новицкого скуп на детали, да и сам он о боевых вылетах рассказывать не любит. Даже мама Олега не всегда знала, что сын на задании. «Гуляет с собакой» – так Юлия всегда отвечала родным по телефону. Их старшая дочь Яна появилась на свет, когда Олег был в командировке. Кстати, родилась она в отделении той самой отстроенной после захвата басаевцами больницы.

Александр Самокутяев, космонавт-испытатель: «Космонавтика от авиации недалеко. Это следующий шаг. Практически 99% традиций – они все перешли из авиации сюда. И в большинстве своём мы здесь лётчики и военные лётчики. И Олег Новицкий».

В 2007-м Олега Новицкого зачислили в отряд космонавтов. Его сослуживцы-лётчики на память о Кавказе подарили ему два кинжала с надписью «Через тернии к звёздам!». Так и есть. Он тренировался на износ и, кстати, почти всегда надевал и надевает под полётный костюм тельняшку: спецназовцы и десантники, с которыми служил Новицкий, тоже признали белоруса своим. Свой он уже и для коллег по центру подготовки космонавтов.

Александр Мисуркин, космонавт-испытатель: «Я говорил это ему в глаза и в присутствии других людей, могу сказать и сейчас: он является для меня образцом и гарантом стабильности, надежности. И, если применить такой критерий, который всем советским людям известен: пойдешь ли ты с ним в разведку. Без колебаний с Олегом в разведку пойду. И всегда буду на него искренне надеяться и полагаться».

Олегу Новицкому хватило пяти лет, чтобы доказать – он лучший. В свой первый полёт на орбиту он отправился как командир корабля «Союз». А это ответственность не только за себя, но и ещё за двух членов экипажа. Он справился и был оценён высшим званием Героя России.

Эти наградные часы, полученные в Будённовске, показывают новое время. Юлия говорит: они никогда не спешат. А значит, муж вернётся вовремя: выполнив намеченную космическую программу и ещё, обязательно спев всему космосу любимую песню о том, что он – лётчик.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская