Первая неделя весны стала первой неделей относительного спокойствия на юго-востоке Украины. Самопровозглашённые республики – Донецкая и Луганская – отчитались о том, что тяжёлые вооружения отведены. Согласно минским договорённостям от 12 февраля этот процесс необходимо было завершить до 7 марта.
Национальная гвардия Украины также выполняет соглашения, правда, времени силовикам требуется больше. Между тем о долгосрочной деэскалации конфликта пока никто не говорит, напротив: и украинские военные, и ополченцы предупреждают, что в любой момент могут вернуть технику на прежние рубежи. И всё же многие политики стали осторожно высказываться о том, что у Украины появился шанс медленно, но верно двигаться к мирной жизни. Президент Украины уверен, что в этом могут помочь и миротворцы.
Миротворцы в Украине? Это предполагали, об этом говорили. И вот в понедельник возможность высадки «голубых касок» на украинскую землю стала весьма осязаемой. Пётр Порошенко подписал указ о возможности ввода миротворцев на территорию страны.
Пётр Порошенко, президент Украины: «Мы видим, что наилучшим для нас форматом будет полицейская миссия Евросоюза. Уверены ещё и в том, что это будет наиболее эффективным и оптимальным гарантом безопасности в ситуации, которая сложилась. Тем более, когда перемирие не поддерживается».
Решение Порошенко о присутствии миротворческого контингента объясняется желанием получить максимальные гарантии. По мнению официального Киева, в присутствии «голубых касок» вряд ли ополченцы рискнут стрелять. Хотя, стоит признать, на этой неделе на юго-востоке было как никогда тихо. Если пальба и была, то не массированная и не масштабная. К тому же стороны регулярно отчитывались об отведённом тяжёлом вооружении. Можно по-разному трактовать возможный ввод миротворцев, но в одном с Порошенко стоит согласиться – мир на Донбассе по-прежнему не наступил. Автоматы из рук никто не выпускает.
Пётр Порошенко, президент Украины: «Можно сказать, что во время минских переговоров я предварительно оговаривал эти вопросы. И с президентом Франции, и с канцлером Германии, и с президентом России. Предвидя, что минские договорённости не будут выполнены. После принятия сегодняшнего решения (я надеюсь, оно будет принято), мы начинаем официальную работу и официальные консультации с нашими партнёрами, которые смогут обеспечить мир».
Поддержат ли просьбу официального Киева в Нью-Йорке и Брюсселе? Вопрос более чем серьёзный, и решить его за дни или недели практически невозможно. Обычно решение Совет безопасности ООН принимает в течение нескольких месяцев, но, исходя из ситуации, всё может пройти быстрее. Ополченцы с таким шагом Киева не согласны. Кремль тоже считает, что миротворцы не нужны. В зоне конфликта работает миссия ОБСЕ – и этого, по мнению России, вполне достаточно.
Сергей Лавров, министр иностранных дел России: «Нужна договороспособность всех участников этого конфликта! В Минске 12 февраля был согласован, мучительно согласован, в ходе изнурительных 17-часовых переговоров, с участием лидеров России, Франции, Германии и Украины комплекс мер по урегулированию кризиса. В нём не упоминается какая-либо иная форма международного присутствия, кроме миссии ОБСЕ. И более того – ничего другого за эти 17 часов не обсуждалось».
Но это позиция российского МИДа, официальный Киев говорит о другом. И всё-таки допустим (пока на уровне теории), что введение миротворцев поможет, наконец, остановить войну. За практикой обратимся к истории, а она показывает – там, где были «голубые каски», конфликт пусть и угасал, но далеко не сразу и всё равно – ценой человеческих жертв. Причём гибли не только местные. За полвека таких операций ООН головы сложили две с половиной тысячи самих миротворцев. Если учесть, что это граждане других стран, то можно предположить, что огонь из донбасского котла затронет всю планету.
Война близко. И может быть, даже ближе, чем бы думаем. От границы Беларуси до зоны антитеррористической операции всего-то
Усиление позиций именно силового блока – это уже не прихоть или мода. Это острая необходимость настоящего времени, отметил Президент. Даже для мирной Беларуси. Иначе перекраивание планеты ударит хуже ядерной бомбы. По всем странам.
«Я как-то сказал военным – того, что случилось в Украине, мы, конечно же, не допустим. Это однозначно! И я не от страха это говорю. Но со стороны власти – я гарантирую – предательства не будет. Если кто-то дрогнет, кто должен быть в первых рядах, выведем в сторону и разберёмся», – заявил Александр Лукашенко. Но это – крайний случай. И предупредить его нужно мирными переговорами. На международной арене Беларусь свою функцию мирного плацдарма исполняет более чем достаточно. И если нужно будет ещё договариваться – контактной группе или «нормандской четвёрке», по миссии ОБСЕ или миротворцам – минские двери всегда открыты.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram