Голливуд ныне заполонил кинозалы фильмами для подростков с постапокалиптическим сюжетом. Наиболее известный пример – франшиза «Голодные игры», снятая по бестселлеру. Основная целевая аудитория – тинэйджеры – в восторге: видимо, проблемы тоталитарного общества они переносят на свою подростковую жизнь с постоянным подчинением родителям, учителям и проч.
Канули в Лету прекрасные антиутопии: «Бразилия» Терри Гиллиама, «Заводной апельсин» Кубрика, «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта или, на худой конец, клип «Another Brick in the Wall» (часть «Стены» Алана Паркера) с их вечной проблематикой свободы личности, подавления индивидуальности. Корейский режиссёр Бон Чжун Хо продолжает традицию серьёзных антиутопий.
Бон Чжун Хо на родине снял блокбастер «Вторжение динозавра», который при скромном бюджете заработал под 100 млн долларов, став хитом корейского проката. Его ленты «Мать» и «Воспоминания об убийстве» были нацелены на широкого зрителя, были легки для просмотра, имея лихой подвижный сюжет. При этом фильмы представляли собой действительно произведения искусства для истинных киноманов и гурманов кино.
Зарекомендовав себя в Южной Корее, Бон Чжун Хо отправился осваивать американские и европейские деньги. Англоязычный проект «Сквозь снег» со звёздами первой величины, снятый в Чехии, был не очень популярен в США, зато в остальном мире заработал 80 млн долларов. Очевидно, Европа и та же Южная Корея куда сильнее оценили качественную антиутопию, чем заокеанские подростки. Оно и понятно. Нестандартная история слабые умы всегда отпугивает. Также, по слухам, для американского проката была смонтирована специальная версия – возможно, упрощённый вариант фильма потерял свою аутентичную вкусную начинку от Бон Чжун Хо.
После глобальной техногенной катастрофы планета покрылась льдом. Выжить удалось немногим: все они укрылись в поезде, который ездит на вечном двигателе вокруг земного шара год за годом. В поезде установлена иерархия: в головной части ездит элита, в хвосте – беднота. Периодически «пролетарии» пробуют совершить революцию, но до локомотива пока так никто и не добрался. Зреет очередная попытка переворота.
Фильм «Сквозь снег» показывает поезд идеальным тоталитарным государством. Чтобы элита чувствовала себя хорошо, низы должны трудиться – только так можно поддерживать баланс, благодаря которому левиафан стоит на ногах (в данном случае – на колёсах). Выверенное число людей, расчёт в еде, воде и других формах поддержания жизни. Прекрасный механизм, система, которая продолжает сохранять существование людей в поезде из года в год. Однако идеальный расчёт на деле оказывается бесчеловечным, ведь сохранение общества как института становится важнее сохранение индивида.
Интересна же в картине «Сквозь снег» не только проблематика, но в большей степени форма фильма. Проект Бон Чжун Хо – это смесь жанров и стилей. Элементы боевика, мюзикла, дань современному комиксу и даже анимация – всё присутствует в фильме. Нужно обладать определённой творческой дерзостью и смелостью, чтобы снимать подобное кино. У корейского режиссёра, не лишённого, к слову, и юмора, креатива с избытком. Что и позволило снять взрывной фильм. А ещё в картине «Сквозь снег» есть очередная феноменальная роль Тильды Суинтон, что является серьёзной причиной отыскать ленту на DVD или в Сети.
«Сквозь снег»: производство Корея Южная, Чехия, США, Франция, 2013 год.
Мировые кассовые сборы: 85 млн долларов.
Актёры: Крис Эванс, Сон Кан Хо, Тильда Суинтон, Джейми Белл, Октавия Спенсер, Эд Харрис, Джон Хёрт.
Награды: номинации на премию Азиатской киноакадемии 2014 года.
Также в рубрике «Пропущенное кино» читайте о драме Стива МакКуина «Стыд».
Подписывайтесь на нас в Telegram