Уникальную технологию возрождают на стеклозаводе в Берёзовке – цветной хрусталь. Даже сегодня, в XXI веке, его выдувают и ограняют исключительно вручную. Берёзовское предприятие – единственное в СНГ. Его продукцией уже заинтересовались в Западной Европе и Азии.
Сувениры и посуду из цветного хрусталя в Берёзовке начали выпускать ещё в советские годы. После распада Союза дорогой и трудоёмкий в производстве товар многим стал не по карману и производство угасло. Сегодня интерес к хрусталю во всём мире растет, к цветному – тем более. Он самый дорогой и элитный: стоит в четыре раза дороже обычного. Изготовление доверяют только самым опытным работникам. Всего 10 минут – и бокал со сложным орнаментом готов.
Сегодня всего три завода в СНГ выпускают хрусталь – Первомайский в Смоленской области России и два белорусских – в Борисове и Берёзовке. Причем берёзовцы – единственные, кто делают его цветным. До 70% идёт на экспорт. География экспорта – от Чили до Новой Зеландии. Интерес проявляет и Китай – на полуторамиллиардную страну всего одно собственное производство. Но самый крупный потребитель традиционно страны СНГ, в первую очередь Россия. С начала года на экспорте уже заработали 3 млн долларов.
Оксана Опанасенко, заместитель директора стеклозавода: «Пока в цветном виде объёмы небольшие – всего от 2 до 6%, мы планируем сейчас в осенний период в план производства дать этих изделий. Но мы думаем, за этими изделиями будущее. Поскольку в принципе сегодня больше продаётся дорогих эксклюзивных вещей, и поэтому мы думаем, что этот объём будет несколько больше».
Первыми в стране на предприятии занялись и выпуском стекловаты. Качество не хуже европейского, цена ниже на 20%. Продукция к тому же импортозамещающая. Мощность производства до 15 тысяч тонн в год позволяет полностью обеспечить потребности внутреннего рынка. Правда, в последнее время, признаются специалисты, объёмы строительства в стране снизились, почти вся стекловата идёт на экспорт.
Ярослав Залесский, заместитель директора по реализации стекловаты стеклозавода: «Если брать в деньгах, то основной потребитель у нас Российская Федерация – порядка 500 тысяч долларов ежемесячно, контрактированный объём поставок. Однако очень нестабильно ведёт себя рынок России. Сейчас нам приходится переориентировать наши обороты на украинский рынок, на рынок Европейского союза».
Заводов, выпускающих хрусталь, в Европе становится всё меньше. Одна из причин – высокие требования к экологии, варка стекла и химическая полировка изделий – дело «пыльное». Словацкие, чешские и словенские предприятия, чтобы выжить, переносят производство в другие страны, а сами занимаются лишь огранкой. Белорусские хрустальных дел мастера стараются максимально сохранить все стадии процесса. Чтобы сократить вредные выбросы, постоянно модернизируют производство .
Александр Сучков, главный инженер стеклозавода: «Ориентированность нашего предприятия на экспорт позволяет в эти трудные времена нашему предприятию выживать, позволяет нам удерживать немаленький коллектив нашего предприятия. Плюс дополнительно были созданы сто рабочих мест для производства стекловаты. Это тоже немаловажно».
Удержать свою нишу на рынке всё сложнее – конкуренция растёт. Пока удаётся, и в первую очередь – за счёт эксклюзивного цветного хрусталя ручной работы. Единственная проблема – сырьё. Песок приходится покупать в Украине. Белорусский содержит слишком много железа и для таких изящных изделий не подходит.
Подписывайтесь на нас в Telegram