Производственная база

На уходящей неделе Президент провёл два важных совещания – по деревообработке и по крупным машиностроительным предприятиям.

На уходящей неделе Президент провёл два важных совещания – по деревообработке и по крупным машиностроительным предприятиям.

Погрузка товара в режиме нон-стоп: на Брест, Варшаву и Смоленск. Производственная мощность предприятия «Ивацевичдрев» позволяет отгружать до 30 фур в сутки с древесно-стружечными плитами, ламинированными и обычными. На первый взгляд всё просто: подъезжают машины, загружаются, уезжают. Но поиск клиентов в кризис – весьма сложная стратегическая игра, условия которой сегодня диктует покупатель. Парад девальваций национальных валют у традиционных партнёров – в России, Казахстане, Азербайджане –заставляет перераспределять экспортные потоки.

Владимир Шульга, генеральный директор предприятия «Ивацевичдрев»: «Мы в этом году начали работать с Польшей. И сегодня она занимает 15% в экспорте. К новому году поставки увеличим, потому что есть и желание, и контракты».

И это с учётом признанного в Европе польского качества аналогичной продукции. Впрочем, нельзя исключать, что авторитет зарубежному производителю иногда зарабатывали белорусы. Были случаи, утверждает директор, когда ивацевичские плиты перепродавались под видом самых известных мировых брендов. Такое признание, конечно, льстит, но теперь своё имя на рынке приходится защищать, маркируя каждую единицу.

Работа с полной загрузкой позволяет снизить себестоимость плит, а самая современная линия – выпускать продукт высокого качества. В коллекции ламинированных ДСП более 100 декоров различных цветов и структур. Это позволяет воплотить любые идеи мебельного дизайна, а в отделке помещений создать реалистичный вид: «под дерево», «металл» или «ткань». Причём материал будет натуральным, в отличие от пластиковых евроремонтов, мода на которые осталась в прошлом. В общем, Беларусь и здесь подтверждает свой статус признанного производителя всего натурального.

Сам завод – это территория роботов и автоматики. Весь процесс на линии контролируют всего 30 человек. Виталий Мозолевский успел поработать на старом производстве (его уже закрыли) и может сравнивать уровень технологий.

Виталий Мозолевский, оператор предприятия «Ивацевичдрев»: «Там приходилось вести больше визуальный контроль, самому смотреть за движением транспортёров, двигателей. А здесь везде датчики».

В программе модернизации деревообрабатывающей отрасли, а её стоимость превысила миллиард евро, только крупных девять проектов. «Ивацевичдрев» пусть и не рядовой, но лишь один из них. Это не новая линия или цех. По сути, это новый современный завод. Масштаб этого проекта лучше всего виден с высоты птичьего полёта.

Цеха (ДСП, ламинирования, пропитки), энергоустановка, склад. Новый завод работает два года. Это было лучшее время для деревообработки – цены на продукцию держались на максимуме при стабильном спросе – сказался строительный бум. Предприятие успело нарастить мускулы: отдать львиную долю кредитов, наработать клиентскую базу. И сегодня такой задел позволяет работать стабильно и без убытков.

Остальным повезло меньше – из-за срывов сроков модернизации потеряно в буквальном смысле драгоценное время. Предприятия в Борисове, Могилеве, Гомеле, Мозыре обновление только завершили. В Витебске, Речице, Мостах и Бобруйске к сдаче новых линий лишь готовятся.

Получается «заколдованный круг». Став технологичной, отрасль готова предложить качественный товар – фанеру, плиты ДСП, МДФ и ламинат (многое из этого раньше было сугубо заграничным), но цены из-за кризиса упали. Найти выгодного клиента в таких условиях непросто. Отсюда для некоторых и работа на склад, и малая – от 7 до 30 % – загрузка новых линий, что, в свою очередь, не позволяет снижать себестоимость.

Андрей Кобяков, премьер-министр Беларуси: «Движению вперёд на модернизированных мощностях мешает значительная закредитованность и обвальная ситуация с ценами на внешних рынках. Как следствие – низкие цены и на внутреннем рынке. Цена на ДСП снизились с 214 долларов в конце 2013 года до 114 в 2015 году».

Главная цель президентского совещания – разработка стратегии по выводу перспективной отрасли, которая ориентирована на собственное сырье, из кризисного упадка. Александр Лукашенко ориентировал управленцев на действенные меры.

Государство готово оказать финансовую поддержку – в апреле предприятия уже получили отсрочку при погашении кредитов, но взамен нужны действенные антикризисные стратегии, которые предусматривают и снижение затрат, и диверсификацию рынков сбыта, и новые методы продвижения товара. Вопрос «что нового в производстве и продажах?» задавали на нескольких модернизированных предприятиях.

Предприятие «Гомельдрев» запустило новую линию по производству МДФ и обновило фанерное производство. Но на складе все ещё полугодовой запас продукции.

Владимир Манжос, заместитель генерального директора предприятия «Гомельдрев»: «Если до 2014 года у нас был высоколиквидный продукт, предоплата достигала двух-трёх месяцев за фанеру. Российский рубль упал, и цена фанеры на российском рынке на 30-40% ниже, чем цена у нас. Кроме того, они ещё наши основные рынки – это Прибалтика, Польша, Литва – забрали. Поэтому проблемы с фанерой».

Пойдёт ли впрок урок агрессивного менеджмента? Нынешний антикризисный план предприятия включает переориентацию экспорта: приоритет регионам, где нет лесов (это Азия и страны Персидского залива) и где сырьё дорогое (европейское направление).

Николай Свинцицкий, водитель (Украина): «Наша фирма уже не в первый раз здесь загружается, мой коллега уже приезжал сюда, тоже говорит, что хорошо, быстро, чётко грузят, всё нормально. Мы везем на Киев, заказ большой».

На «Мостовдреве» особое внимание – всем звеньям технологической цепочки, в том числе и отгрузке товара. После модернизации здесь освоили выпуск фанеры европейского формата, размер которого несколько больше, чем привычный для нашего рынка. А также запустили линию МДФ толщиной от 5 до 40 миллиметров. Портфель заказов на этот год, говорит директор, практически сформирован.

Сергей Ососов, генеральный директор предприятия «Мостовдрев»: «Предприятие решает три основные задачи: продажа продукции, снижение затрат, чтобы конкурировать с аналогичными заводами других стран. За три месяца работы этого завода “Мостовдрев” наработал ряд контрактов. Пробные партии в объёме трёх тысяч отправили на Иран, сегодня грузятся вагоны на Иран. Пробные партии отправлены в Афганистан, Пакистан, идёт работа по заключению контрактов».

Модернизация деревообработки имеет свои этапы, редкий из которых обошёлся без «сучка и задоринки». Опыта технологичного обновления в стране не было – в 2006 году, когда программа стартовала, самому молодому предприятию отрасли было 40 лет. Когда сроки обновления отрасли стали затягиваться, Александр Лукашенко был вынужден взять ситуацию под личный контроль и посетить практически каждый из заводов: не обошлось без жёстких кадровых решений и даже уголовных дел. Сегодня новые производства построены, но не все проблемы решены. Так стоило ли начинать? Этот вопрос мы адресовали директору предприятия «Ивацевичдрев». В прошлом Владимир Шульга руководил концерном «Беллесбумпром» и, по сути, начинал программу модернизации. А в кресле директора завода оказался после одного из президентских визитов.

Владимир Шульга, генеральный директор предприятия «Ивацевичдрев»: «Мы бы ничего не сэкономили. Предприятия выработали свой ресурс. На карте было бы 10 точек, где тысячные коллективы были бы безработными. Второе: ресурс сырьевой, его надо перерабатывать. Третье: чем тогда торговать? Здесь 70% – отечественный продукт. Не развивать свой сырьевой ресурс, тогда чем заниматься?»

На совещании обсуждались не только действия конкретных предприятий, но и в целом переход от технологической модернизации к управленческой. Это означает серьёзные изменения в госструктурах, в частности, обновиться должен и концерн «Беллесбумпром».

Николай Снопков, заместитель главы Администрации Президента Беларуси: «”Беллесбумпром” должен перестать быть административной единицей, а должен стать центром компетенции, центром аудита технологий, центром, который объединяет бизнес-процессы».

Владимир Ковалкин, эксперт по вопросам государственной службы: «В мировой практике есть понятие – управляющая компания. Это центр сосредоточения управленческих технологий. Она занимается развитием бизнеса и производств. Что касается концернов, скорее всего, речь идёт о центрах управления, которые бы могли эффективно развивать группы предприятий. Это мировая практика, и это эффективно».

Об эффективности управленческих схем говорили и на совещании, которое было посвящено ситуации в машиностроении, где схожие с деревообработкой проблемы – просели рынки, упал спрос, девальвация российского рубля. И если в прошлом году в товарных единицах Беларусь продала в Россию больше техники, то по валютным поступлениям – потери.

Как известно, директору предоставлено право экономического риска. Оправданного, прежде всего, снижением себестоимости продукции, стимулированием работников, поиском новых рынков сбыта. И несмотря на объективные проблемы, вызванные мировой экономической рецессией, промышленные флагманы активно закрепляются на новых перспективных плацдармах. Именно на это нацелены и недавние переговоры с руководством крупнейших экономик – Индии и Китая, готовым к глобальному сотрудничеству Пакистаном. С учётом новых контрактов и сборочных производств тракторов, грузовиков и другой крупной техники, Президент одобрил правительственные предложения по господдержке промышленных гигантов. Но и предупредил: отчитаться придётся буквально за каждый рубль.


В студии «Контуров» – заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram