Мы уже как-то говорили о том, что в современной экономике деньги не являются первостепенной проблемой. В мире их много. Как много и тех, кто хотел бы свои деньги выгодно и с минимальными рисками вложить. Поэтому настоящая проблема в том, где найти соответствующий проект. Да, Китай готов предоставить нам кредит под невысокий процент. Но что мы с ним будем делать? Выпустим продукцию, которую невозможно будет продать? Не думаю, что Пекин примет к оплате наши МАЗы. У него своих грузовиков хватает. Значит, прежде чем занимать, нужно ясно представлять алгоритм возврата.
Так вот. Премьер-министр Андрей Кобяков, представляя в Парламенте пятилетнюю программу правительства, говорил ровно о том же: если есть у предприятия план развития – помогаем, если нет – банкротим. Причём, как мне показалось, сказано это было не ради того, чтобы кого-то припугнуть. Вовсе нет. Как врач ставит диагноз и предлагает курс лечения, так глава правительства 5 апреля изложил стратегию экономического развития страны.
Несмотря на то, что программа работы правительства – документ, который затрагивает все сфере жизни страны (от промышленности до здравоохранения), главный акцент сегодня – на экономику. Чтобы в стране были деньги и работа, у правительства три главных цели на «пятилетку» – снизить инфляцию с 17% до 5%, нарастить золотовалютные резервы и планово возвращать внешние долги.
Андрей Кобяков, премьер-министр: «Программа не содержит оцифрованных валовых показателей. Эта программа не план ручного управления экономикой, не отчёты и цифры, а качественные задачи, ориентированные на конечный результат».
Программа ставит перед экономикой 10 системных задач – от роста конкурентоспособности белорусских товаров до появления на рынке дешёвых потребительских кредитов. Но чтобы система заработала, начать следует с «оздоровления» производственного сектора.
10 системных задач:
- 1. Повышение конкурентоспособности белорусских товаров.
- 2. Постепенное снижение процентных ставок в экономике на фоне сокращения директивного (льготного) кредитования.
- 3. Совершенствование механизмов господдержки: переход от индивидуальной к секторальной системе.
- 4. Постепенное снижение перекрёстного субсидирования, снижение затрат в энергетике и ЖКХ.
- 5. Внедрение инновационных технологий в промышленном комплексе.
- 6. Внедрение лучших мировых практик корпоративного управления.
- 7. Приоритет экспортной стратегии – экспорт услуг и кредитование экспортёров нерезидентов.
- 8. Поддержка агропромышленного комплекса.
- 9. Развитие малого и среднего бизнеса.
- 10. Поддержка строительной отрасли за счёт внебюджетных средств.
Андрей Кобяков, премьер-министр: «Предприятия не должны проедать сами себя. Если внутри они ужались до предела, сделана реальная оценка рынков сбыта, то есть когда видно, что сходятся концы с концами, таких будем рефинансировать. Если предприятия не могут предложить, как выйти из создавшейся ситуации, будем идти на банкротство».
Альтернативой господдержки, в том числе для промышленников, должны стать доступные займы в банках. Процентную коммерческую ставку собираются «уронить» за счёт сдерживания инфляции и снижения ставки рефинансирования. Уже в этом году она стала меньше на процент.
Андрей Кобяков, премьер-министр Беларуси: «Стремимся к тому, чтобы обычное кредитование стало сегодня как льготное. Сделать для всех кредитов ставки 10-12%. К концу 2016 года планируем снизить ставку по вновь выдаваемым кредитам коммерческим до 24%, при неблагоприятном стечении обстоятельств – до 27%».
Так что теперь на дополнительные деньги из бюджета смогут рассчитывать немногие. Кроме того, от руководителей предприятий госсектора ждут активизации внутренних резервов, снижения затрат, повышения рентабельности. И, конечно же, поисков новых рынков сбыта.
Андрей Кобяков, премьер-министр: «Мы переходим от индивидуальной к секторальной системе оказания господдержки. Перестанем “бить по хвостам”, поддерживать тех, кому просто тяжело. Будем поддерживать то, что соответствует приоритетам развития страны».
Ещё одна системная задача – уйти от так называемого перекрёстного субсидирования. То, что белорусы сегодня не доплачивают за услуги ЖКХ, ложится бременем на тарифы за электроэнергию для предприятий. А из кармана потребителя это возвращается в казну, когда он переплачивает за колбасу, одежду и другие товары. Сегодня это большая проблема для всей белорусской экономики, потому что в первую-очередь не мотивирует ни людей, ни компании к экономии. Уже в конце следующего года правительство намерено вопрос решить – белорусы начнут погашать 100% услуг ЖКХ, а предприятия только свои траты.
Виктор Валюшицкий, председатель комиссии по экономической политике Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Этот как раз затронет вопросы снижения стоимости электроэнергии для реального сектора экономики».
В промышленности расчёт делают и на высокотехнологичные инновации, но чтобы решения на бумаге выполнялись в жизни, нужны люди. Управленцы со стажем и умением принимать рискованные решения. Мотивацией станет возможность войти в долю «поднятого» предприятия – такой эксперимент для топ-менеджеров будут ставить в сельскохозяйственной отрасли.
Михаил Ковалев, декан экономического факультета БГУ: «Мы ещё как-то худо-бедно учим азам исполнительского управленческого искусства, а азам корпоративного управления учим плохо и заведомо пока не учим международной торговле. Наблюдательные советы должны быть не просто фикцией. Это должны быть реально действующие органы управления, разработчики и те, кто утверждает стратегию производства».
С учётом потепления отношений с Евросоюзом, экспорт отныне будет в равной степени ориентирован на рынки Европы, Евразийского союза и страны дальней дуги. Причём особые надежды у правительства на экспорт услуг. Парк высоких технологий, строительство, медицина, транспорт, логистика, въездной туризм, агротуризм, развитие охотхозяйств – вот реальный резерв роста валютных поступлений. По плану сохранится в Беларуси и поддержка агропромышленного комплекса. Но далеко не для всех аграриев.
Андрей Кобяков: «Четвёртая часть сельхозпредприятий убыточна. Постоянная государственная поддержка таких организаций, в том числе путём предоставления льготных кредитов, не приводит к финансовому оздоровлению, а скорее наоборот, приучает к неисполнению обязательств».
Такой порочный, «иждивенческий» круг государство разрывает, передавая активы более эффективным управленцам и собственникам.
Значительный блок программы посвящён бизнесу. Именно на него в первую очередь рассчитывают, говоря про новые рабочие места. Малому и среднему предпринимательству помогут развиваться и поддержат доступными кредитами. Разумеется, делают ставку и на инвестиции – как внутренние, так и внешние. И здесь у бизнеса довольно неожиданное, но жёсткое пожелание, с чего начать.
Юрий Зиссер, основатель и соучредитель крупнейшего информационного портала Беларуси: «Нужно убрать визы. Я постоянно слышу от людей, которые связаны с иностранными бизнесменами, какие проблемы у нас на таможне. Если что-то не так оформлено, не там печать поставлена, можно застрять на долгие часы. Это частности, но они влияют на инвестиционный климат. И если бизнесмен один раз такое пройдёт, он будет думать, что здесь всё так».
Ждут предприниматели и упрощения налоговой сферы. В первую очередь это касается системы отчётности. Порой ведение документации дороже, чем прибыль от оказываемой услуги. Но главное, что волнует и частников и госуправленцев, да и в общем каждого белоруса – «дешёвые деньги». Доступные кредиты для всех. Сегодня коммерческая ставка в банках Беларуси в среднем составляет 34,1% годовых. К концу года её обещают снизить на 7 пунктов.
Обсуждение всей программы в Парламенте заняло не один час. Бурных споров не было, хотя корректировки внесли. Причём самые принципиальные – заранее: профильная парламентская комиссия работала над программой много недель. Строительство жилья уводят с бюджетных дотаций, рассчитывать на льготные кредиты теперь смогут только многодетные семьи, тарифы на ЖКХ будут снижать, но за счёт удешевления стоимости услуг.
Несмотря на то, что промышленность переходит на довольно жёсткие бизнес-рельсы, пакет социальных программ сохраняется. Появятся и новые, например, определённая категория граждан сможет рассчитывать на субсидии при оплате услуг ЖКХ. А вот предприятиям от дотаций придётся отвыкать, переключаясь на выполнение конкретных задач. И если какие-то корректировки нынешней программы будут необходимы, их обязательно внесут. Оперативно. Не дожидаясь 2020 года.
Подписывайтесь на нас в Telegram