Если говорить о форме собственности, то, скорее всего, её стоит рассматривать как способ влияния на развитие того или иного предприятия. Если на нём всё хорошо, то лучше не трогать. Но если оно находится в состоянии застоя или упадка, вот тогда действительно перемены необходимы. Александр Злобин готов проиллюстрировать третий пункт Директивы №3 – изменение качества управления при помощи смены собственника.
Промышленный флагман «Горизонт» и скромный Пуховичский пищекомбинат, завод «Ивацевичдрев», максимально насыщенный робототехникой, и Кобринская фабрика «Ручайка» – эти совершенно разные по профилю, масштабу и успешности предприятия объединены в общий список под названием «Приватизация – 2016». В перечне Госкомитета по имуществу 56 позиций, которые означают, что государство не прочь продать эти активы инвесторам. Где-то частично, разделив проблемы и прибыль, а где-то и полностью.
Дмитрий Сидоров, начальник главного управления имущественных отношений Государственного комитета по имуществу: «Этот перечень сформирован только для того, чтобы изучить спрос. Набора стандартного нет, но какие-то обязательства будут. В первую очередь это сохранение социального пакета для работников, возможно, сохранение уровня зарплаты, ну а по количеству рабочих мест – вопрос требует обсуждения, но, во всяком случае, о сокращении речи не идёт».
По оценке экспертов,приватизационный список вряд ли вызовет ажиотаж у инвесторов.
Роман Осипов, директор департамента инвестиционной компании «Юнитер»: «Многие из этих предприятий переходят из года в год. Сейчас повторение. По нашим оценкам, существенной активности инвесторов по этому списку в 2016 году не будет. Количество сделок будет невелико».
Это подтверждает и опыт прошлых лет. В 2014 году на продажу были выставлены госпакеты 83 предприятий республиканского уровня – своего покупателя обрели лишь 4. Год назад соотношение предложения к сделкам также получилось скромное – из 61 представленного открытого акционерного общества продать удалось лишь 18-процентный пакет предприятия «Стройтехпрогресс».
Такой подход, как письмо без адресата: отправить можно, но ответа не дождёшься. Более эффективна целевая приватизация, которая учитывает специфику отрасли и предприятия: его сильные и слабые стороны, а также перспективы развития. Предлагать сотрудничество следует только потенциальным инвесторам, которым интересен этот бизнес.
Роман Осипов, директор департамента инвестиционной компании «Юнитер»: «Если я иностранный инвестор международной компании, которая работает в таких-то продуктах, чем мне было бы привлекательно предложение из Беларуси, учитывая, что я получаю такие же предложения из Польши, России? Например, в Беларуси хорошие перспективы для развития экспортоориентированных предприятий, учитывая снизившиеся затраты на производство в связи с девальвацией. У нас затраты снизились – появилось конкурентное преимущество. Это крупный и сильный момент, который можно презентовать инвестору».
Однако не всё так просто. Специалисты Национального агентства инвестиций и приватизации совместно со Всемирным банком запустили пилотный проект по смене собственника для 8 госпредприятий строительного и пищевого профиля. Установили контакты с 800 потенциальными инвесторами, некоторые приехали в Беларусь на переговоры. Впрочем, до сделок так и не дошло.
Наталья Никандрова, директор Национального агентства инвестиций и приватизации: «После того, как был определён победитель, который был готов выкупить акции госпредприятия и внести инвестиции в развитие (это было непременным условием), к сожалению, государство не согласилось на предложенную цену. Мне кажется, если мы говорим о продаже не стратегических активов, здесь важнее цены за акции понимание того, что инвестор готов предложить для развития предприятия. В данном направлении необходимо менять подходы».
В Агентстве предлагают упростить процесс принятия решений, обеспечить неприкосновенность инвестиций и исключить ухудшение условий ведения бизнеса. Кстати, именно такие гарантии в своё время привлекли инвесторов в белорусский Парк высоких технологий.
Наталья Никандрова, директор Национального агентства инвестиций и приватизации: «Для любого инвестора важно сохранение условий, при которых он приходит в страну. Если государство меняет условия, это негативно сказывается на бизнес-климате».
С другой стороны, отсутствие контроля и размытые законы могут превратить «приватизацию» в «прихватизацию», с которой в своё время столкнулись соседние страны.
Номенклатурная распродажа, так называемые залоговые аукционы, банкротство предприятий и вывоз капитала за рубеж – о недопустимости такого сценария в Беларуси Президент говорил неоднократно. Правила смены собственника недавно обсуждались на совещании, посвящённом переговорам с Международным валютным фондом.
В вопросе приватизации госорганы демонстрируют открытость и готовность к диалогу. К примеру, в публичном доступе на сайте Госкомимущества есть и более внушительный список, где представлены 700 открытых акционерных обществ Беларуси с долей государства. По сути, можно вести переговоры о покупке акций каждого из них. А то, что роль частного капитала в развитии экономики будет расти, подтвердил глава Совета Республики и в недавнем прошлом премьер-министр Михаил Мясникович.
Михаил Мясникович, председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси: «Мы уже в конце 2015 года приняли закон о государственно-частном партнёрстве. Этот закон не рейтинговый, его приняли не потому, что в мире сейчас делается много в части ГЧП. Это действительно законодательно закреплённое участие частника в сфере материального производства. Надо на уровне законодательства, и мы этим занимаемся, принимать такие правовые акты, которые гарантируют, что все формы собственности имеют равные права и могут работать во всех отраслях экономики».
Символично, что эти слова прозвучали на предприятии «Интеграл». Его акции тоже принадлежат государству, но могут быть проданы инвестору. Разумеется, при покупке стратегического актива и обязательства будут особые.
Если уж дошло до смены собственника, товажно соблюсти баланс интересов государства, частника, трудового коллектива. Излишние запреты и условия отпугивают капитал. С другой стороны, экономическая вольница привлекает мошенников, после которых от предприятий и целых отраслей могут остаться руины. И это тот случай, когда необходимо найти по-настоящему «золотую середину». Не затянуть бы с поиском.
Подписывайтесь на нас в Telegram