Продавцы и владельцы бизнеса жалуются на вымогателей, которые якобы защищают потребителей

​В многолетней карьере Ольги Ситниковой проверок было немало. Работали ревизоры стандартно: есть нарушения – разговор уже с директором. Но в начале этой зимы всё пошло не так: и проверяющие сомнительные, и претензии продавцу.

Продавцы и владельцы бизнеса в Минске жалуются на «липовые» общественные организации, которые якобы защищают потребителей, а на самом деле вымогают деньги у торговых сетей.

В многолетней карьере Ольги Ситниковой проверок было немало. Работали ревизоры стандартно: есть нарушения – разговор уже с директором. Но в начале этой зимы всё пошло не так: и проверяющие сомнительные, и претензии продавцу.

Ольга Ситникова: «Они сразу не представились, как покупатели, потом они предложили в книжку жалоб и предложений записать, потом достали вот эту бумажку, как бы выписали штраф: давайте вы заплатите штраф, чтобы не было вам проблем. Документов никаких не показывали – кто они такие, и всё».

На эмоциях «штраф» подписала, особо не читая. Зря. Оказалось, это не штраф, а договор на оказание услуг. Юридически Ольга записалась на обучающие курсы. И таких поневоле необразованных продавцов только в Минске больше сотни.

Владимир Карягин, председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства: «Я бы назвал их группировками, их около 50 работает в Минске, мы подсчитали. Это, как правило, 5-7 человек, которые объединяются, ходят по магазинам, ресторанам и затем начинают вымогать деньги под видом обучения. В прошлом году где-то изъято у предприятий по старому около миллиарда рублей».

То есть в магазин приходит представитель частной фирмы, выискивает нарушение и предлагает: или мы жалобу передадим в контролирующий орган, или приходите к нам на платный семинар. Стоимость его разная – от 50 до 150 рублей за четырёхчасовую лекцию. Казалось бы, замаскированный рэкет из 1990-х, невозможный сегодня. Вот только если договор подписан, отказаться от посещения курсов можно, а от оплаты – нежелательно.

– Хотите – приезжайте, хотите – нет, это ваше желание. Только, как говорится, оплатите.

– Скажите, а вот сейчас праздники идут, можно как-то оттянуть?

– Девочки, оттянуть только можно максимум до 20-го числа. Потому что нам в этом году сказали полностью закрыть всё: или жалобами, или семинарами.

И доказать подписание договора по принуждению сложно: нет ни свидетелей, ни камер, ни аудиозаписи разговора. По бумагам так: потребитель увидел нарушение и предложил продавцу поделиться знаниями за небольшую плату. Хотя на этих псевдообщественников и год, и два назад обращал внимание Комитет госконтроля, называя такие методы «потребительским экстремизмом».

Елена Кириченко, начальник управления Министерства юстиции Беларуси: «Общественный контроль в виде проверок могут осуществлять только профсоюзы и их организационные структуры. Общественные объединения, в том числе потребителей, проверки проводить не могут».

Но Минторг разводит руками: жалобы поступают, и реагировать нужно. И не пустить человека в магазин нельзя – нарушите права потребителей. Но, угрожая отправить в госорганы пакет жалоб, псевдоборцы за справедливость, как правило, блефуют.

Предложение от торговых сетей – снизить штраф за незначительное нарушение. Тогда у владельцев бизнеса не будет соблазна сэкономить и пойти на сделку с организаторами курсов, фактически – купить молчание. И универсальный совет: нет нарушений – нет проблем. А продавцам стоит быть чуть внимательнее, ведь даже беглое изучение договора решает все проблемы.

– У вас обязанности заказчика, пункт 2.1. «Заказчик обязуется отправить на курс лекций своих работников в количестве одного слушателя». Скажите, а какое количество работников может быть у физического лица, как это возможно?

– Договор я не составляю, я работник этого предприятия. Договоры составляет наш директор.

– А если госпожа Ситникова передумала приходить к вам на семинар, ей можно не приходить и не платить и вообще её вычеркнуть?

– Естественно!

Подписывайтесь на нас в Telegram