Проблемы в трудовых отношениях: как Федерация профсоюзов помогает белорусам решить спорные вопросы

Проблемы в трудовых отношениях: как Федерация профсоюзов помогает белорусам решить спорные вопросы

40 часов – в неделю, 160 – в месяц, почти 1800 – в год. Примерно столько времени мы проводим на работе. Очевидно, что чем комфортнее условия труда и атмосфера в коллективе, тем выше КПД сотрудника. Хорошо, когда есть чёткий свод прав и обязанностей у каждой из сторон – и работника, и нанимателя, и хорошо, когда эти права и обязанности соблюдаются. Но что делать, если в трудовых отношениях произошёл разлад? И все аргументы исчерпаны.  Случаи бывают разные – не заключили коллективный договор, не выплатили зарплату, уволили по надуманной причине. Куда идти? Ответ на поверхности – в профсоюзную организацию. В конце февраля в столице пройдет восьмой съезд Федерации профсоюзов Беларуси. Участвуют более 500 делегатов со всех уголков страны. С чем приедут? 

«Конечно, годен!» Так ему сказали врачи, когда устраивался теперь уже на родную «Белшину», в самый сложный и вредный цех – вулканизации. У Владимира Маркова тогда даже карточки в поликлинике не было. Но прошло 11 лет, и он уже не проходит медкомиссию. Так жизнь перевернулась с ног на голову.

Владимир Марков, слесарь-ремонтник цеха водоснабжения и канализации предприятия «Белшина»: «Комиссия МРЭК мне отказала от профзаболевания, сказали, что это от общих причин. Но я с ними не согласился и подал документы в суд. Первый суд я проиграл». 

Когда понял, что дело плохо, пришёл в профсоюз. Собралась команда неравнодушных. Три года они вместе боролись. И победили. Вулканизаторщик «Белшины» Владимир Марков вошёл в историю как «основатель» профзаболевания в своей профессии. И завод пошёл навстречу, Владимира перевели на более лёгкий труд в цех водоснабжения и канализации. И уже в своём новом цехе коллеги оценили его настойчивость и умение добиваться справедливости. Сегодня Владимир Марков и сам стал профсоюзным лидером, чтобы теперь уже помогать другим. 

Юрий Кулевец – тот, кто помогал Владимиру. Сам «шинник» в третьем поколении, уже больше десяти лет работает в профсоюзе. Уверен: если не смогли договориться, если дело доходит до суда, значит, плохо сработали. А ещё Юрий призывает людей: не тратьте деньги на адвокатов, ведь в профсоюзах юристы помогают бесплатно! Он гордится коллективным договором, что есть на «Белшине». Скольким помог, не считает. Да и зачем.

Беременная Анна Колб попала в страшное ДТП по дороге на работу в автомобиле Департамента охраны. Тогда в кофейне, где работала продавцом, сработала сигнализация. Перелом бедра, перелом таза, всё тело – сплошная гематома. Реанимация, операции, штифты, слёзы. Выносит ли Анна малыша, врачи не знали. Зато узнала Анна, что её травму не хотят признавать производственной. Но как так, ведь ехала ночью по служебным делам?! Иски, суды, комиссии, заседания, нехватка денег на юристов.

Елена Брындина – из профсоюза работников торговли – к Ане отнеслась, как к родной дочери. Подняла юристов, собрала группу поддержки. Об этой истории узнала вся страна! Они выиграли дело. Анна родила здорового малыша. Эта история с хэппи-эндом. Но чтобы больше никому не приходилось доказывать очевидное, профсоюзы направили в Минтруда и соцзащиты предложение.

Елена Брындина, заместитель председателя Брестской областной организации профсоюза работников торговли: «Мы предлагали, чтобы транспорт организации, которая оказывает услуги нанимателю, точно так же расценивался бы, как транспорт нанимателя или страхователя ». 

За последние пять лет технические инспекторы труда Федерации профсоюзов приняли участие почти в двух тысячах специальных расследованиях несчастных случаев и отстояли права потерпевших. За тот же срок по требованию профсоюзов наниматели вернули работникам 20 миллионов рублей – законно заработанных, но незаконно удержанных или невыплаченных. 418 белорусам юристы профсоюза помогли восстановиться на работе.     

Подъем в 3.30, в 5.00 она уже на работе. После проверки токоприёмников можно выходить на маршрут: это её любимый – пятнадцатый. Алла Синкевич за рулем с 18 лет. В позапрошлом году собралась на пенсию. Досрочно. За особые условия труда. Для этого требовалось 15 лет стажа. У Аллы Синкевич было 25! Подходит – никаких сомнений. Но неожиданно для неё ей отказали: законодательство изменилось (в 2014-м). По новым правилам, для выхода на льготную пенсию с 1 января 2009 года она должна была отработать не больше половины из необходимых 15 лет, а она превысила лимит на год, но и этого хватило, чтобы лишить её пенсии. 

В так называемую пенсионную ловушку только на этом предприятии попали ещё 80 человек. Решили бороться. Это здесь профсоюзные юристы подготовили письмо и попросили Федерацию профсоюзов инициировать вопрос о внесении изменений в пенсионное законодательство.

Вадим Жаворонок, главный правовой инспектор труда Гомельской областной организации Белорусского профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий: «Получается, что водитель, отработавший более 25 лет, потерял право на досрочную пенсию за особые условия труда, а накопительная пенсия маленькая (40-70 рублей), потому что пенсионное страхование было введено в 2009 году, и не успела собраться необходимая сумма, поэтому и работники переживали, и разочарование было сильное. Но ситуация благополучно разрешилась».  

С нового года заработал новый указ (пятнадцатый). И больше двадцати тысяч тех, кто так же, как Алла Синкевич, попали в пенсионную ловушку, вздохнули с облегчением. 

Для чего нужны профсоюзы? Очевидно, чтобы защищать людей. Три года они вместе работали над новым Трудовым кодексом. Федерация профсоюзов внесла более сорока предложений по изменению 30 статей. И сегодня здесь гордятся документом, который приняли в июле 2019-го. 

Марина Лазарь, начальник главного управления юридической работы и правового обеспечения Федерации профсоюзов Беларуси: «С этого года, если ты добросовестный работник, то ты можешь претендовать на то, чтобы с тобой контракт продлевали на максимальный срок либо не менее трех лет. Также мы в Кодексе добились того, чтобы была установлена ограниченная материальная ответственность работников, которые работают и по контракту, и по трудовому договору. Кроме того, уже с измененным Трудовым кодексом наниматели не смогут взыскивать штраф, который наложили на организацию с работника».

Но многое ещё нужно сделать. И, пожалуй, одна из главных проблем – невыплата зарплаты работникам предприятий-банкротов. Только по данным 2018 года, задолженность достигла почти девяти миллионов рублей! Ещё в 2017-м Федерация профсоюзов выступила с инициативой создания действенного механизма компенсации утраченного заработка. Эта концепция предполагает, что организации, которые теоретически могут попасть под процедуру банкротства, будут отчислять в «Белгосстрах» 0,04% от фонда оплаты труда. И вот из этого фонда в последующем будут производиться выплаты в счёт утерянного заработка (за три месяца).

Все мы разные. И в профсоюзах не всегда все такие активные. Да и если не любишь людей, то как им помогать? Может, оттого на одном предприятии более сильный коллективный договор, чем на другом, а, значит, и условия для работников где-то лучше, где-то хуже. Бесспорно, добиваться справедливости непросто. Но когда глаза горят, тогда ведь всё по плечу.  

Подписывайтесь на нас в Telegram