Каждому предприятию необходимо выработать гибкие меры реагирования на вызовы и угрозы. Об этом заявил Президент на совещании об актуальных вопросах развития крупных машиностроительных предприятий. Речь прежде всего о четырёх гигантах машиностроения – Минском тракторном и автомобильном заводах, БелАЗе и «Гомсельмаше». Из-за сужения традиционных рынков сбыта производители вынуждены осваивать новые, и довольно успешно. Однако эта работа не одного месяца.
Состоявшаяся 19 июня встреча стала продолжением разговора, который состоялся накануне –промышленность, как и деревообработка, переживает сейчас непростые времена. Последние 10 лет отрасль демонстрировала впечатляющий рост – в среднем около 8% ежегодно. Однако мировые кризисные явление 2014 года ударили и по белорусским производителям – просели рынки, упал покупательский спрос. Только из-за прошлогодней девальвации российского рубля предприятия Минпрома потеряли свыше трех триллионов оборотных средств.
Каждый должен заниматься своим делом – этот посыл звучал ещё во время апрельского послания Президента народу и парламенту. Правительство должно управлять экономикой, а главное лицо на предприятии – директор. 19 июня больше говорили об эффективности управленческих схем. Только тогда меры, принятые ранее и предложенные правительством на совещании, в том числе и по реструктуризации кредитных долгов, принесут результат. Рецепт финансового оздоровления прост и один для всех – снижение затрат, повышение качества продукции, поиск новых рынков сбыта.
Один из самых перспективных сегодня – азиатский рынок. Как показали недавние встречи и переговоры на самом высоком уровне – визит Александра Лукашенко в Пакистан, визиты в Беларусь лидеров Китая и Индии, отечественная продукция конкурентна и востребована. Подтверждение тому – многомиллиардные контракты и на поставку и на создание совместных производств.
Большие перспективы в Южной Азии у жодинского БелАЗа. Минский автомобильный завод в 2015 году впервые вышел на рынок Монголии. 20 автобусов уже поставлено. И это только первая партия.
Минский тракторный будет собирать технику в Пакистане и Индии. Ёмкость индийского рынка сельхозтехники – 700 тысяч тракторов в год. Белорусы продают не более семи тысяч. По расчётам, создание совместного предприятия позволит утроить поставки. «Гомсельмаш» и МТЗ в 2015 году намерены открыть очередные сборочные производства своей техники в китайских провинциях.
Сложности, с которыми столкнулись белорусские машиностроители, испытывают и их зарубежные конкуренты. И пока мировой рынок преодолевает рецессию, эксперты рекомендуют предлагать покупателям не только лучший продукт и сервис, но и лучшие финансовые инструменты.
Правительственные предложения по господдержке промышленных гигантов Президент в целом поддержал. Но предупредил: к каждому предприятию будет индивидуальный подход. Что касается отрасли в целом, Минпром, несмотря на сложности, к концу года намерен выполнить взятые на себя обязательства и продемонстрировать, пусть и небольшой, всего в процент, но рост объёмов производства, и не на склад, а на продажу.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram