Проблемы со сбытом у фермеров: продукция не всегда доходит до прилавков магазинов

Десятилетиями так складывалось, что продукты от фермера – это синоним качества и натурального вкуса, а значит, своеобразный бренд. Но почему в магазинах чаще встречаются овощи крупных предприятий?

Уборочная – это не только работа в полях. Сейчас в хозяйствах активно собирают фрукты и овощи. Почти половину этой продукции в стране выращивают фермеры. Сегодня в Беларуси их две с половиной тысячи. Десятилетиями так складывалось, что продукты от фермера – это синоним качества и натурального вкуса, а значит, своеобразный бренд. Но почему в магазинах чаще встречаются овощи крупных предприятий?

Успех в капусте, конечно, не найдёшь, а вот объяснить основы ведения бизнеса на её примере вполне возможно. Фермерское хозяйство Зайцева в Могилёвском районе – дело семейное. Предлагают обратить внимание на собственные маркетинговые исследования. Запросы и риски оценивают в начале каждого сезона. Товарный вид, высокое качество, натуральный вкус и, конечно, доступная цена. Если в урожае всё это есть, то будет и востребованность.

Лариса Зайцева, фермер: «Для сбыта, а мы работаем на магазины, нам нужен ассортимент продукции. И нас уже знают. Конечно, со сбытом я бы не сказала, что всё очень хорошо. Во-первых, очень большие проблемы с оплатой за продукцию».

Магазины готовы работать с фермерами, но по определённым правилам. Среди них есть и не совсем удобные. Например, оплата с отсрочкой – минимум через несколько недель после реализации. При этом фермер должен сам доставлять овощи в магазин по первому требованию. Привезти и сдать, скажем, тонну картофеля, если это не крупная сеть со своим складом, практически невозможно. Есть другой вариант – продать овощи предпринимателю, который приедет в хозяйство, а после сам реализует. Но цена, конечно, будет больше, как показывает практика, в два, а то и в три раза. А за это у белорусского фермера болит душа.

Николай Силин, председатель ассоциации фермеров Минской области: «Если он купит у меня по 40 копеек, он по 80 её на рынке будет продавать. То есть я её вырастил, я её обработал, я её выкопал, загрузил ему в машину, а он поедет на базар и продаст в два раза дороже. На рынке работают перекупщики».

Николай Силин совмещает работу в собственном хозяйстве с общественной. Председатель ассоциации фермеров Минской области не первый год пытается облегчить жизнь тем, кто работает на земле. Ведение бухгалтерии и всей документации у супруги занимает большую часть дня, а если к этому добавить решение вопросов с реализацией, заключение договоров, то на уход за хозяйством времени попросту не останется. На помощь из города приезжает дочь. Фермер спешит показать владения.

Хозяйство ведёт почти 30 лет. Правда, если раньше в его распоряжении было только 30 гектаров, то сегодня уже 600. Выращивает пшеницу, гречиху, свёклу и картофель. Уверен, что от погоды зависит лишь 20% успеха, остальное – это собственные технологии, проверенные временем.

И сегодня каждый фермер готов увеличивать объёмы. Важно знать, что выращенное с душой оценят и продадут. И здесь хозяйству не помешает бизнес-подход. Да, успех в выращивании складывается десятилетиями, но вот в продаже важно быть гибким и современным. Некоторые сделали вывод, что иногда проще продать в Россию. Оттуда покупатель приезжает сам, загружает большие машины, рассчитывается сразу. Качественные белорусские овощи, сталкиваясь с барьерами на рынке белорусском, легко попадают на прилавки соседней страны.

Игорь Холодок, начальник отдела заготовок Минского облпотребсоюза: «Больший интерес фермеров вызывают большие объёмы. Это рынки Минска, на которых запретили торговлю с автомобилей, хотя мы тоже выезжали вместе с фермерами, было много народа, а сейчас люди спрашивают, куда обратиться, чтобы вернуть этот вид торговли с машин. Когда идёт массовая заготовка овощей и ягоды, люди приходят с вёдрами, а мы не можем большой объём привезти и поставить в ряды».

Продажа с машин, как это было популярно 10-15 лет назад, конечно, значительно облегчает работу фермерам, но время ведь не стоит на месте. Сегодня в больших городах предпочитают купить не несколько мешков, а несколько килограммов. Хорошо, если овощи будут чистые и красивые. А это уже новый уровень конкуренции.

Валентин Павлюкевич, ведущий специалист сети супермаркетов: «Большими темпами растут продажи мытой и фасованной продукции. К сожалению, предоставить данный ассортимент фермерские хозяйства готовы далеко не все. Но я считаю, что за этим будущее, как в Европе, мы к этому придём».

В этой сети девять месяцев в году на прилавках есть фермерские овощи. Каждый их магазин в стране работает с определённым хозяйством, готовым поставлять продукты прямо на прилавки. Подход получается индивидуальный, но покупатели это ценят. Такая система скорее исключение, чем правило.

Василий Ядловский, заместитель начальника главного управления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: «Тернист путь на прилавки наших магазинов. Жёстче условия попадания на полки гипермаркетов. Магазины шаговой доступности могли бы гибче работать и использовать фермерские хозяйства».

Считается, что за лучшее покупатель голосует рублём. За фермерское проголосовать возможности нет, ведь эти овощи на прилавках ещё приходится поискать. Зато пока мы покупаем импортное, в белорусских хозяйствах собирают новые урожаи в надежде, что когда-нибудь на отечественном рынке найдётся место каждому белорусскому фермеру.

Подписывайтесь на нас в Telegram