Десять заражений крови после переливания фиксируется в Беларуси в среднем в год. Цифра близка к неутешительной мировой статистике. Вирус иммунодефицита и гепатит остаются проблемой №1 в вопросах донорства. Тему обсуждали специалисты службы крови, в Минске прошла конференция трансфузиологов. Главный вопрос – как максимально обезопасить пациентов?
Случаи единичные, но за каждым стоит человек – с таким лейтмотивом началось обсуждение главной проблемы «службы крови». Несмотря на скрупулёзную диагностику двухсот тонн материала в год – именно столько нужно белорусским больницам и роддомам – шанс не заметить главные вирусы XXI века в донорской крови остаётся.
Специалисты поясняют: человек может ещё не болеть, но уже быть переносчиком. ВИЧ, гепатиты B и С, сифилис – четыре заболевания, на которые обязательно тестируют доноров. Но чтобы поймать вирус, который ещё не проявляет себя, нужны дополнительные анализы – молекулярное исследование генного материала.
Михаил Черновецкий, заведующий лабораторией РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии: «В нашей стране их используют. Но эти методы не являются скрининговыми. Вся кровь донора не исследуется в общем порядке на наличие вируса гепатита B и C при помощи ПЦР тестов. Хотя это надо делать. Если мы это будем делать, то мы будем выявлять на ранних этапах инфицированную кровь, соответственно, такого донора отстранять и его препараты не переливать».
Полностью проверить кровь в Беларуси можно только в двух специализированных центрах. Аппараты развёрнутого скрининга стоимостью свыше 100 тысяч долларов есть лишь в Гомеле и в минском РНПЦ трансфузиологии. В день проверяется до полутысячи проб, первые результаты через 40 минут, дальше – два анализа каждую минуту. ПЦР-диагностика – один из самых сложных тестов. Всегда на него отправляют лишь донорскую кровь для детей.
Поток серьёзный. Только в Центре детской онкологии на пациента в год нужно около 5 литров крови. Шестилетний Роман в клинику поступил ещё в середине 2014 с диагнозом «острый лейкоз». После основного курса случился рецидив, пришлось пересаживать стволовые клетки – без стерильной от вирусов и болезней крови процедура невозможна.
Дмитрий Прудников, врач-гематолог отделения трансплантации Центра детской онкологии, гематологии и иммунологии: «Я не припомню таких случаев, чтобы после трансфузии у ребёнка возникало какое-то вирусное заболевание, непосредственно связанное с трансфузией того или иного компонента крови».
Чтобы трансфузия не привела к летальным последствиям, контроль работает ещё на отборе. Если в Европе проводят акции по забору крови в супермаркетах и на рынках, то в Беларуси компоненты у случайного встречного не возьмут. Каждому донору присваивают индивидуальный штрих-код, по которому в любой момент можно получить результаты всех обследований. Впрочем, есть в подборе и метод проще: лучший донор тот, кто кровь пришёл сдавать на безвозмездной основе.
Супруги Никончик в РНПЦ – гости постоянные, кровь сдают уже много лет. Не за деньги – из желания помогать. У Валентины и вовсе маленький праздник: здесь она уже в сороковой раз. Именно столько нужно для присвоения звания «Почётный донор».
Валентина Никончик, донор крови: «Мы сдаём кровь вместе с мужем постоянно. Приняли такое решение – если можем и позволяет здоровье, можно сдавать. Хочется помочь людям».
Врачи говорят: доноры, которые не просят денег, а приходят по велению сердца, никогда не утаят даже самую незначительную болезнь. А если сомнения и возникнут, то и вовсе не придут. Но сегодня в Беларуси за донорство платят – это «наследство» Советского Союза. Три миллиона за двойную дозу плазмы – сумма немаленькая. С одной стороны, стимулирует поток желающих помочь, а с другой – поток желающих заработать.
Ольга Климович, заместитель главного врача по трансфузиологии 6 городской клинической больницы: «Человек к этому ответственнее подходит, например, даже на этапе анкетирования он может себя сам отстранить, если он не заинтересован материально. Те деньги, которые мы сегодня платим долларам, они не уйдут куда-то, их можно направить на развитие безвозмездной системы».
Беларусь лишь в начале перехода к от материального донорства – к социальному. Как показывает практика 62 стран, где сдать кровь – долг каждого гражданина, это ещё один шаг к безопасному переливанию. Что касается методов исследования и исключения даже вероятности случайного заражения, то подходы системы службы крови поменяют – в Минздраве уже создана специальная рабочая группа.
Подписывайтесь на нас в Telegram