Главная тема месяца, а не недели, – начало нового учебного года.
Трель колокольчика – символа первого в году школьного звонка – звучала на этой неделе по всей стране. Пожалуй, самой волнующей она оказалась для 110 тысяч первоклассников. Кстати, один из первых уроков для малышей – урок безопасности – по всей стране провели спасатели.
День знаний чем-то напоминает Новый год – 1 сентября тоже не обходится без подарков. Например, ученики Бреста и посёлка Нарочь в этом году получили новые школы.
В посёлке озёр и туристов Нарочь юных жителей становится больше с каждым годом. Так что старую школу даже не было смысла ремонтировать – дети там просто не помещались. Построили новую, на 510 мест, меньше чем за год. Теперь никакой второй смены, зато есть классы с современным оборудованием и прогрессивная система безопасности – с видеокамерами и электронной пропускной системой.
Андрей Кобяков, премьер-министр Беларуси: «Уверен, что в этих уютных классах, в этих залах, на этом спортивном стадионе вы раскроете свои таланты и во всей красе подготовитесь к настоящей будущей жизни».
Школа на Нарочи обошлась государству в 109 млрд неденоминированных рублей. Нагрузка на бюджет немаленькая. Поэтому, где строить, чтобы снять проблему переполненных классов, продумывают на десятки лет вперёд.
Конечно, больше всего школьников – в новых спальных микрорайонах. Но, казалось бы, очевидное решение – просто построить больше школ – может привести в будущем к противоположной ситуации: дети вырастут, разъедутся и заполнить классы будет некем.
Теперь в той Каменной Горке в Минске, где строится больше всего социального жилья для многодетных семей, уже никого не удивляют первые «П» и «Р» классы. Но даже при сверхнормативном количестве учеников администрации находят ресурс, чтобы стать гимназиями.
Михаил Журавков, министр образования Беларуси: «В этом году у нас дефицита кадров нет. Полностью укомплектовали все школы, в том числе и в городе Минске».
Вторая минская школа новый статус получила в этом году. Углублённая программа для школьников после 5 класса, больше уроков по некоторым предметам – основные отличия. Для большого микрорайона учебное заведение такого уровня в практически шаговой доступности – это достижение.
А вот в небольших деревнях идёт противоположный процесс оптимизации.
Михаил Журавков, министр образования Беларуси: «Проблема малокомплектных школ существует. Обучение там очень дорогое, мы серьёзно работаем с этим вопросом».
Ещё одна проблема – ремонт старых школ. В этом году деньги нашли на более чем четыре тысячи. Но, например, в Дубровно крупномасштабный ремонт школы одновременно оказался и проблемой, и большой удачей. Учебный год здесь начался под грохот техники, и родителям придётся не одну неделю водить детей в разные учреждения города. Но 1 млн деноминированных рублей по программе Всемирного банка – это возможность в итоге сделать то, на что долгие годы денег не было. Тем не менее на тендеры и согласования ушёл не один месяц – повод стать расторопнее в будущем.
Поздравления с началом учебного года от Президента уже традиция и возможность обсудить накопившиеся вопросы «на местах». По словам Александра Лукашенко, система специального образования нуждается в пересмотре в пользу таких учреждений и преподавательского состава.
Визит именно в эту школу – для детей с особенностями – личная инициатива Президента. Один из самых сложных вопросов образования – будущее выпускников таких школ. Хотя истории, когда людей с тяжёлыми отклонениями слуха не берут на работу, единичны.
Вместе с Президентом малыши загадали желания и символически запустили их вместе с голубями в небо. Ещё один подарок Александра Лукашенко – многофункциональную интерактивную панель – преподнесли уже во время праздничного концерта.
На экране – новый учебник по истории Беларуси за 6-й класс. Его задача не просто давать знания, но и мотивировать эти знания получать. Кстати, зарегистрироваться, скачать учебник и пользоваться его интерактивными возможностями может каждый.
Валентина Гинчук, заместитель директора Национального института образования Беларуси: «С помощью гиперссылок нажимаем, выходим сразу на нужное задание. Встречая вот такой значок, ребёнок вводит адрес, и, считав QR-код, он может сразу выйти на нужное задание».
Почти все младшие ученики красовались на линейке 101-й минской школы в похожих обновках. 350 мальчиков и девочек одели в модели отечественного легпрома.
Времена обязательных синих курточек и коричневых платьев давно прошли. Одеваться ли по одинаковой форме совместно решают школа, родители и ученики. Они же и выбирают модели для конкретного класса. Кому это нужно? Тем, кто считает, что специальная школьная одежда дисциплинирует и даёт чувство локтя с товарищами по классу. Но к так нелюбимой поголовной «обязаловке» мы вряд ли вернёмся. Одним хочется корпоративного духа школьной формы, другим – свободы самовыражения.
Николай Ефимчик, председатель концерна «Беллегпром»: «Сегодня нет ограничений в плане, что будет. Начиная с бомбера, заканчивая жилетами, пиджаками, жакетами».
Торжественные линейки на этой недели плавно перетекли в трудовые будни – они начались более чем для 980 тысяч учеников. В день знаний им желали отличной учёбы, терпения и уверенности на пути к мечте. Говорят, когда пожелания добрые, они обязательно сбываются.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram