Прибыльная дружба

Продолжим анализ белорусско-российских отношений на конкретных примерах.

Продолжим анализ белорусско-российских отношений уже не на высоком уровне государств. А в большем приближении: на конкретных примерах – внимательно посмотрим на предприятия, которые участвуют в кооперационных связях. Они – словно сосуды кровеносной системы - пронизывают тысячи производств Беларуси и России. 

Если сравнивать это производство с медициной, вы сейчас видите операцию на открытом сердце. Ведь именно двигатель качает кровь по огромным машинам. Мощность такой автомобильной мышцы – до 800 лошадиных сил.

Ярославский моторный – завод с вековой историей. Сам дизельный двигатель изобрели немногим ранее. Этот российский гигант выпускает больше пяти тысяч наименований продукции. И никто не покупает так много моторов как Беларусь. 

Дмитрий Степанов, управляющий производством Ярославского моторного завода: «Примерно 7,5 тысяч двигателей в год. Выгода для обеих сторон, несомненно, в расширении рынков и нахождении новых сегментов производства продукции».

Вот этот двигатель (см. пример в видео) уже через неделю приедет в Беларусь. Он может забиться в многотонном «БЕЛАЗе» или комбайне от «Гомсельмаша». А если, скажем, МАЗ задумают поставлять на новые рынки двигатель, подстроят под запросы заказчика. Требования в Евросоюзе и Средней Азии с высокой долей вероятности будут разными. И только в связке заводам легче прокладывать себе путь в условиях, казалось, полной непроходимости. 


Сосны как спички, когда попадают в объятия «харвестера». Грузоподъёмность «форвардера» же до 14 тонн. Он будто танк идёт по пересечённой местности. Лесозаготовка – эффектное зрелище, но, по сути – рутина – в стране на 40% покрытой лесом. А теперь представьте, что в России, где леса занимают 45% территории, в стране, которая обладает пятой частью мировых запасов древесины, нет своего серьёзного производителя лесозаготовительной техники. А у нас? У нас есть «Амкодор».

Александр Савченко, директор предприятия «Амкодор-Логойск»: «Каждая наша машина перед отправкой потребителю обязательно проходит испытания на лесосеке. После этого она обратно возвращается на предприятие, доводится до товарного вида и отгружается. То есть наш потребитель может быть уверен в том, что машина надёжная. И при этом она дешевле импортных аналогов». 

Конкуренты этих машин слишком известны, чтобы их называть. Но конструкторы уверяют: прошло время борьбы технологий, настало время конкурировать за счёт цены. 

На заводе в Логойске не увидеть выставки из новенькой техники – её здесь просто нет. Машины, только что сошедшие с конвейера, ещё тёпленькими отправляют покупателю. И никакой работы на склад. Оттого при полной загрузке в 120 машин в год – завод модернизируют, чтобы нарастить обороты втрое. Перспективы? Леса Карелии и не только.

«Амкодор» и без того 60% своей продукции поставляет в Россию. Но время простой торговли, похоже, прошло. Сейчас речь о передаче технологий лесозаготовки. Так что «срубить» в Карелии можно не только лес. Если завод заработает на полную – тысяча машин в год – это позволит россиянам ещё и экспортировать карельскую древесину. 

Но белорусские технологии добрались и до куда более далёких российских регионов. Две недели в пути, чтобы преодолеть 11 тысяч километров. Туда-обратно несколько раз. Вот так оборудование из Беларуси привозили на Сахалин. Для молочно-товарных ферм по белорусскому образцу. 

Сергей Шаманаев, генеральный директор совхоза «Корсаковский»: «На Сахалине я не видел таких “машин раньше. По крайней мере, оборудование, на котором мы здесь работаем, кардинальным образом отличается. Начинка и проектирование – вся основа из РБ». 

Восемь корпусов возведены и совсем скоро здесь закипит, а точнее, замычит жизнь. Аукцион на тысячу бурёнок объявят завтра. Им повезёт оказаться на ферме, где кормят, поят и доят по самым современным технологиям. 

Белорусские наработки за десятилетия становления сельского хозяйства – ноу-хау острова, который самостоятельно обеспечивает себя только рыбой, картошкой и яйцами. 

Конечно, это только примеры белорусско-российской кооперации. Но даже они вполне показательны: производственники обеих стран нуждаются друг в друге. Чего в этом больше: добрых традиций или холодного расчёта? А так ли это важно? 

Владимир Улахович, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты: «Думаю, что не стоит взвешивать, кто больше выигрывает. Порядка восьми тысяч белорусских и российских предприятий связаны промкооперацией. Есть такая оценка, что до двух миллионов рабочих мест – это заказы, которые создают белорусские партнёры, и, в первую очередь, наши машиностроители, поэтому, что такое восемь тысяч предприятий? Это серьёзная основа. И, конечно, это мало». 

Мало? Значит, можно больше. К примеру, в российских регионах собираются формировать целые промышленные кластеры. Неплохой был бы портфель заказов для белорусских предприятий. Партнёры намерены вместе выйти на космические высоты, запустив общий спутник. А сколько производственников вывело на совершенно иной уровень строительство АЭС! Другими словами, перспективы есть и они огромны. Просто порой их нелегко рассмотреть за высоким забором чьих-то частных интересов. Но что отличает людей, занятых реальным производством? Они не мыслят заголовками: не живут ожиданием улучшения ситуации на внешних рынках, не живут надеждой на результаты, каких бы то ни было переговоров. Им просто некогда. Ведь конвейер никогда не должен останавливаться…

Подписывайтесь на нас в Telegram

Операторы:
Дмитрий Буй
География:
Россия