Дворец Независимости. 1 апреля. Но крайне серьёзная тема для разговора. Вице-премьер, министр образования, замглавы Администрации и председатель Высшей аттестационной комиссии к Президенту пришли с увесистым портфелем предложений по развитию белорусской системы образования.
Это должно стать не реформой образования, а, скорее, шлифовкой уже существующих положений, отметил Президент. К будущему учебному году, а до него осталось пять месяцев, нужно ещё раз тщательно всё проанализировать. Учебный процесс в той или иной степени касается практически каждой белорусской семьи: дети, молодёжь, родители и почти полмиллиона работников системы образования.
Одно из предложений Министерства образования – это серьёзно упростить жизнь учителям. Ворох отчётных бумаг зачастую мешает процессу образовательному, когда за заполнением документов меньше времени остаётся на детей.
Рабочее место брестской учительницы Юлии Харченко напоминает стол офисного менеджера. В компьютере десятки документов. Кроме отчётов по успеваемости, она также занимается методической работой. А ещё нужно проверить школьные тетради! Ускорить этот процесс можно разве что на видеозаписи. Чтобы избежать аврала, документы приходится заполнять каждый день понемногу. А ведь Юлия Викторовна ещё руководит английским театром. Сюжеты постановок педагог тоже должна прописать в плане занятия. Говорит, что такая «бумажная» подготовка к уроку обязательна.
Юлия Харченко, учитель гимназии №6 г. Бреста: «Если у нас освободится пару часов от работы с документацией, то мы эти же пару часов направим в другое русло! На подготовку к урокам, для поиска каких-то интересных материалов, на создание каких-то дополнительных дидактических материалов».
В Министерстве уже разработали чёткий перечень, в котором будет минимальный список тех документов, которые необходимы для работы учителя и классного руководителя. Меньше бумаг – больше времени на учёбу и воспитание. Поэтому особое внимание – шестому школьному дню. Суббота должна стать днём с упором на физкультуру и обучение детей основным жизненным навыкам. Основные же изменения в гимназиях и школах хотят сделать для старшеклассников и более полноценного внедрения профильного образования. То есть после 9 класса дети разделятся на тех, кто сделает выбор в пользу профессионально-технического обучения, и тех, кто будет нацелен на вузы. В 10 и 11 классах уроки будут корректировать исходя из предпочтений. Выбрал точные науки – штудируй формулы, по душе химия – добро пожаловать в лабораторию.
Ещё одна важная тема – учебники. На совещании Александр Лукашенко отметил, что это едва ли не главное для ребёнка. Учебники, в отличие от людей, абсолютно беспристрастны, поэтому денег на толковые пособия жалеть не надо. Евгений Ливянт около 20 лет проработал учителем в школе и одним из первых стал учителем на дому. Репетитор по физике и математике, ежегодно он готовит студентов к сдаче ЦТ и поступлению в ведущие белорусские вузы. Только вот школьными учебниками, уверяет, не пользуется. С тех самых пор, как на смену советским пришли современные.
Евгений Ливянт, репетитор: «В Советском Союзе очень важный этап был, когда год, а то и несколько, происходила апробация. Этот учебник посылался и в Москву, и в Санкт-Петербург, и в какой-нибудь горный аул. Смотрели результат, что получилось. За все годы наших учебников белорусских я не знаю ни одного примера реальной апробации».
Он уверен, что нынешние учебники часто не соответствуют ни школьной программе, ни даже возрасту учеников. И почти в каждом из них готов найти несоответствие или ошибку. Поэтому в будущем учебники будут выпускать в базовом варианте и излагать простым языком с максимальным иллюстрированным или медийным сопровождением. Тех, кто нуждается в дополнительных знаниях, в библиотеке ждут брошюры и методички. Что касается профессионально-технического образования, то там специальности серьёзно пересмотрят с поправкой на актуальность. В учебном процессе приоритет будет отдан практике. А сами лицеи и колледжи будут активно интегрировать с вузами. Такая оптимизация, по мнению чиновников, позволит эффективно организовать учебный процесс и найти кратчайший путь к студенческой скамье.
Не обойдётся и без оптимизации. Изменения коснутся так называемых околообразовательных учреждений – бухгалтерий, хозяйственных групп, методических объединений. Например, одно учреждение будет обслуживать сразу две или три школы. Или функции одного передадут другому, как в Минской области. Вначале 2000 годов целых 8 учреждений методического профиля были в Минской области, а сегодня единственное – Минский институт развития образования – выполняет эти функции.
С работой, которую тогда выполняли около 400 сотрудников, сегодня справляются чуть больше ста. И весь этот процесс проходил буквально на её глазах. За 25 лет Светлана Ситникова прошла путь от методиста до ректора. А Минскому областному институту развития образования понадобилось вдвое меньше времени, чтобы превратиться из ведущего в единственный. Здесь собрали лучших специалистов по повышению квалификации преподавательских кадров со всего региона. В результате семинары по всем профилям и даже проживание наладили под одной крышей.
Светлана Ситникова, ректор Минского областного института развития образования: «Еженедельно к нам приезжают до 300 человек, без учёта тех педагогов, с которыми мы работаем на местах в учреждениях образования, это ещё порядка 200. Таким образом, за 10-11 месяцев через наши руки проходят до 8 тысяч педагогов».
Такой подход позволил освободить лишние помещения и сэкономить немало средств, только с начала года – более Br400 миллионов. Но и это далеко не всё. Оптимизацию в системе образования в Минской области начали давно и, что называется, под калькулятор. За прошлый год сэкономили около Br11 миллиардов. Где-то в одну бухгалтерию объединяют несколько учебных заведений, а где-то и вовсе нет смысла сохранять учебное заведение.
Галина Казак, начальник управления образования Минской области: «За последние пять лет сеть школ сократилась на 95 единиц, или на 15%. Это связано с тем, что в отдалённых населённых пунктах, где сокращается контингент детей, мы организуем подвоз детей в учреждения более крупные с современной материально-технической базой, и дети получают качественное образование».
За это время две новые школы и 11 садов появились там, где это сегодня нужнее. Такой пример Минской области признан успешным. Но «общий» подход исключат, решения по уплотнению или даже закрытию будет приниматься по каждому конкретному случаю. Систему высшего образования в правительстве хотят адаптировать к международным принципам. Бакалавриат станет полноценной ступенью, диплом можно будет получить уже за 4 года. Для тех, кто остановится на научной деятельности или преподавании – магистратура и аспирантура. Ещё одно предложение – выпускникам вузов (и бюджетных, и частных) предоставлять первое рабочее место от государства. Если с бюджетниками всё понятно (у них распределение останется), то у того, кто платил за лекции и семинары, будет выбор.
Такие предложения, безусловно, разрабатывались с учётом демографической ситуации и миграцией по маршруту «деревня – город». В ближайшие пять лет 185 школ (в основном на селе) ждёт незавидная участь. Их закроют из-за уменьшения учеников. Процесс, увы, болезненный, но необходимый. Закроют и 61 детский сад. По тем же причинам. Зато в планах правительства открытие 70 новых дошкольных учреждений. Там, где вопрос стоит особенно остро. Причём Совет министров воспитание дошколят готов доверить и частным организациям.
В правительстве считают, что и дети, и учителя получат больше свободы действий и смогут сконцентрироваться исключительно на образовании. Задача государства – сделать дорогу знаний комфортнее и удобнее. Все предложения ещё раз детально проанализируют и представят Президенту на большом совещании, которое состоится в августе – перед началом нового учебного года.
Подписывайтесь на нас в Telegram