Своя рубашка ближе к телу: Лукашенко посетил предприятие «Кореличи-Лён»

571

Недавно льняные наборы улетели к Дональду и Меланье Трамп. Говорят, в некоторых посольствах азиатских стран специально заказывают в качестве презента именно его – фирменный белорусский лён. И здесь ничего удивительного. Лён это уже такая неотъемлемая часть «белорусского» как герб, флаг, Беловежская пуща или Песняры. Поэтому лён в подарок – это «дипломатический месседж». 

Тот, кто часто путешествует по Беларуси, сам себе признаётся: разительных отличий между административными районами в движении не заметишь. С одной стороны, удобно, не надо подстраиваться под ментальные или географические особенности того или иного региона. С другой стороны, получается, что все одинаковы с лица. Но это, если не заглядывать глубже. Вот Кореличский район, на первый взгляд, такой же типичный, как и соседние. Небольшой райцентр, есть промышленность, сельское хозяйство, больница да школы. У Кореличского геральдического знака  на голубом фоне – 7 цветков льна. В них зашифровано и прошлое, и настоящее, и будущее.    

Handmade – это больше про подход. Лён – товар эксклюзивный и легкомысленного отношения к себе не прощает. Зависит работа, во-первых, от урожая. А тот -  от погоды.  В этом сезоне – тресты (льняной соломы) собрали вдвое больше обычного. Объёмов сырья, а это 12 тысяч тонн, хватит на год бесперебойной работы. Причём, под завязку, в три смены. 

Заводу в Кореличах – почти полвека. Пять лет назад предприятие «прокачали». Построили новый цех. Сырьё наше, линии по переработке и длинного и короткого волокна - импортные. Новое оборудование и производительность выросла в два раза. 

Поездка Президента в Кореличи сюрпризом не стали. Александр Лукашенко ещё месяц назад предупредил о своём визите на местный льнозавод. 

Для государства льняная отрасль важна. Во-первых, лён – культура практически политическая и стратегическая. Синий цветок вплетён не только в историю Кореличей, но и в герб всей страны. Во-вторых, есть отрасли, которые многоступенчаты. Если на одном этапе будет, то это почувствуют сразу все звенья цепи. Это потребитель видит лён в изделии. А ведь культуру надо вырастить, переработать, произвести товар и при этом угадать с запросом покупателя. Сегодня в Беларуси 22 льнозавода. Работают по-разному. Например, в Гродненской области получили урожай льна с 7 тысяч гектаров. И с объёмом справились два завода. А на Витебщине посевные площади больше лишь вдвое, но заводов целых 8. А это не в два, а в четыре раза больше. 

Лён – культура требовательная и очень капризная. Растению нужен семипольный севооборот, т.е. снова засеять поле, где рос «северный шёлк» можно лишь через семь лет. На результат здесь влияют даже мелочи.

Экологичный и целебный лён использовали ещё в Древнем Египте. Натуральный продукт и сегодня является фаворитом в мире текстиля. Особенно ценят длинное волокно. В Беларуси пока его менее 20%. 

Лён – это не только про ткани. В Кореличах по-хозяйски от культуры берут всё. Обрабатывают и прядут волокно, выпускают ещё шпагаты и верёвки.  На столе – льняное масло: настоящая кладезь витаминов и жирных кислот. Также эко-тренд - биотопливо. Брикеты делают из костры - безотходное производство. Всё идёт в дело.

Большую часть волокна, как и все льнозаводы, Кореличи отправляют на комбинат в Оршу. Там сырьё проходит более 100 технологических операций. Ткань покупают компании из более чем 40 стран. Кажется, не мало. Но если в относительных, а не абсолютных цифрах, то это лишь 4% от всего мирового рынка льна. И здесь на первый план выходит уже экономика. Когда качество есть у всех, считают деньги. 

На Оршанском комбинате уже 9 лет идёт модернизация. Прежние – только стены.  Позади – два этапа. Что же до третьего, то оборудование заменят в швейном и отделочных цехах. По-новому посмотрели и на короткое волокно. Из него научились делать жаккардовые ткани. Новинка находится уже в магазинах.

Игорь Ещенко, начальник управления развития ассортимента Оршанского льнокомбината: «Сейчас новые технологии, новое оборудование позволяют производить новый вид продукции, это пряжи достаточно хорошего качества. Из них мы производим на новом ткацком оборудовании вот такой продукт, это жаккардовое банное полотенце».

Поднять лён для Беларуси - дело чести. Это волевое решение ещё в 2010 году принял Президент. Поначалу было непросто. Убыточные предприятия, устаревшие технологии, но к проблемам подошли комплексно. Марафон модернизаций и оптимизаций сегодня подходит к концу. Чего ждать дальше – коллектив льнозавода в Кореличах узнаёт первым. 

«Культура стратегическая» для сотрудников завода – возможность работать и зарабатывать. Техникой предприятия обеспечены, но по некоторым позициям вопросы ещё остаются. Высокопроизводительные прессы по очёсыванию и оборачиванию льна есть далеко не в каждом хозяйстве. 

Что примечательно, рабочая поездка в Кореличи выпала на знаковый для Гродненской области день. Регион отмечает своё 75-летие. На Гродненщину равняются, но нет предела совершенству. Можно работать и жить лучше 

История, политика, экономика как нити сошлись в одном льняном полотне. В битве брендов «северное золото» как «золотое руно» обойдёт многих конкурентов. Льном жили и лён носили наши предки. К корням, как и к народной мудрости, порой полезно возвращаться. Своя рубашка всё-таки ближе. Особенно если она льняная.