Президент: «Необходимо готовить ровно столько педагогов, сколько требуется стране, и отбирать только тех, для кого работа с детьми – мечта»

​О том, что собой представляют педагоги будущего и каковы их нынешние преподаватели, можно судить по этапам праздничного марафона по случаю 100-летнего юбилея главного преподавательского вуза страны.

О том, что собой представляют педагоги будущего и каковы их нынешние преподаватели, можно судить по этапам праздничного марафона по случаю 100-летнего юбилея главного преподавательского вуза страны.

Сегодня те, чьё призвание «сеять разумное, доброе, вечное», могут и Эверест покорить – участники спортивного клуба недавно водрузили флаг своей альма-матер на самую высокую вершину Земли. Впрочем, героями здесь считают не альпинистов, а талантливых учителей. Систему ценностей подтверждает и скульптура, которая встречает всех входящих в педагогический университет. Образ первой учительницы уже стал символом Минска.

Первым залом, куда зашёл Президент, стала библиотека. Причём не совсем обычная – здесь хранят редкие книги, некоторые из которых изданы в XVII веке. Этот фонд открыли недавно, и теперь любой студент, аспирант или преподаватель может ознакомиться с фолиантами.

В другом зале – спортивном – тем временем кипели нешуточные страсти. В гости к команде университета приехали юные волейболистки из 37-й столичной школы. И первая партия принесла неожиданный результат – победили школьницы.

Ещё одна гордость университета – бассейн. Шесть дорожек, современное табло – у студентов это одно из самых популярных мест. Здесь же Президент вносит предложение – проводить больше межвузовских соревнований. Во время краткой экскурсии по университету ректор рассказал о хорошей подготовке нынешних первокурсников. Они выдержали серьёзный отбор – проходной балл по некоторым специальностям превысил 300 баллов.

Наталья Гулякевич в отличие от первокурсников стоит на пороге самостоятельной жизни. О выборе педагогической стези пятикурсница не жалеет. Во-первых, университетские годы только подтвердили правильность профессионального выбора, во-вторых, надо было продолжить династию – в 40-е годы этот же вуз (тогда ещё Высший педагогический институт) закончила бабушка. Учёбу Наталья совмещает с работой. Без двух семестров дипломированного детского психолога волнует вопрос усиления ответственности родителей за воспитание детей.

Встреча с Президентом для студентов и преподавателей стала своеобразным финишем марафона праздничных и запоминающихся событий. Именно в этот день, но 100 лет назад торжественно открылся Минский учительский институт, который за вековую историю превратился в крупный региональный педагогический центр. На 13 факультетах современные методики обучения осваивают 15,5 тысяч студентов. Главное событие праздничных дней – семинар с участием Президента. Тема для обсуждения самая актуальная – «Учитель в современном обществе».

Александр Лукашенко в начале разговора призвал присутствующих к откровенной и заинтересованной беседе, без сглаживания острых тем. Начать Президент предложил с анализа явлений, которые несёт век информатизации. Сегодня даже четырёхлетний ребёнок умеет пользоваться мобильным телефоном или планшетом и может выйти в Интернет. Но хорошо ли это?

В части качества подготовки педагогов Президент призывает Министерство образования модернизировать этот процесс. К примеру, педпрактика вполне может начинаться с первого года учёбы в вузе.

Ещё одна актуальная тема – повышение престижа профессии. Разумеется, свою роль здесь играет и скромная бюджетная зарплата, но проблема не только в этом. Своим мнением о статусе учителя в обществе и не только об этом поделились недавние выпускники университета имени Танка.

Алеся Зеневич, заместитель директора по учебной работе СШ №43 г. Минска: «Учитель должен высоко держать голову. Учитель должен быть личностью. Это человек гуманный, который может учить. Надо говорить про профессиональную этику. Согласна, что надо повысить практическое обучение. Можем говорить о стажёрстве».

Елена Лемех, заведующий кафедрой олигофренопедагогики БГПУ: «С первого курса практика – это волонтёрство. Это то, что у нас есть».

Татьяна Земцова, студентка 4-го курса факультета белорусской и русской филологии БГПУ: «Я волонтёр проекта «Дети столицы», который ориентирован на работу с трудными подростками. Это хорошая практика. Предложение – выйти за рамки университета».

Работа настоящего педагога не ограничивается стенами школы и часами уроков. На семинаре обсуждались методы воспитания детей в свободное время. Ведь сегодня культпоходов в кино или театр уже недостаточно.

В 2014 году в университет имени Танка пришло в пять раз больше золотых медалистов, чем в 2013 – сказалось новшество Минобразования. Круглые отличники могут стать студентами педагогических специальностей без экзаменов. От сотрудников университета поступило предложение распространить льготу на выпускников профильных педагогических классов.

Вадим Грачев, председатель профкома студентов БГПУ: «Предложение – на первом курсе базовые умения. Мы открыли педагогические классы. Я сам выпускник. Мы были мотивированы и практически все пришли сюда…»

Одна из задач педагогов – воспитание гражданина и патриота. Что может стать основой для этого? На этот вопрос попытался ответить заведующий кафедрой белорусского языкознания Дмитрий Дядко, который считает, что в основе самобытности белорусов лежит история, культура и язык.

Дмитрий Дядко, заведующий кафедрой белорусского языкознания БГПУ: «Язык переходит в сферу политики. Нет определённости… Часто английским владеют лучше, чем белорусским. Если исчезнет математика – плохо, но другие поддержат, а белорусский язык – никто, кроме нас».

Институт наставничества – нужен ли он нынешним педагогам? Если да, то в какой форме? Нюансы работы с детьми с особенностями психофизического развития. Мотивация молодых учителей с горящими глазами – как их оставить в профессии? Взаимоотношение семьи и школы. На семинаре поднималось множество вопросов, которые касаются учителей, руководителей учреждений образования, родителей и молодёжи, а в целом, прямо или косвенно, – каждого белоруса. В итоге общение, которое продолжалось около четырёх часов, вышло за пределы формата семинара.

Напрямую с Президентом общались около 200 студентов, преподавателей и выпускников. Впрочем, участников этой беседы было гораздо больше. За дискуссией внимательно следили педагоги, будущие и нынешние, в других университетах страны. Общая аудитория приблизилась к трём тысячам человек.

Эта встреча среди прочего подтвердила ключевой тезис педагогики: лучше всего понять молодёжь помогает разговор на одном с ней языке. Что же касается университета, то он начинает летопись нового века своей истории. Несмотря на солидный возраст, этот вуз, как никакой другой, нацелен на будущее. Ведь такова его специфика и предназначение – готовить кадры для воспитания и обучения будущих поколений.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram