С докладом о работе Государственного таможенного комитета Александр Лукашенко принял сегодня председателя ведомства Юрия Сенько.
Темы обсуждали самые разные: от динамики перемещения грузов за границу и экономического эффекта до многокилометровых очередей, в которых периодически застревают перевозчики. Ещё одна важная тема – что изменится после вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, нормы заработают с будущего года.
Разговор с главой таможенного комитета был насыщенным. И это несмотря на то, что Александр Лукашенко традиционно требует от чиновников отказаться от самоотчётов и переходить к сути проблем. Впрочем, их в ведомстве Юрия Сенько, по большому счёту, нет, а вот тем для обсуждения – достаточно.
Что касается экономических показателей, в этом году, докладывает Юрий Сенько, за счёт повышения транзитной привлекательности страны таможня дополнительно привлекла в бюджет 250 миллионов долларов. Общий транзит товаров вырос на четверть – в первую очередь из-за того, что через нашу страну предпочитают перевозить товар с Запада на Восток и обратно крупные логистические компании. И условия для ведения их бизнеса в Беларуси дают эффект.
На 18 процентов больше товара стали перевозить и граждане. При этом никаких сложностей: показатели соответствуют годовому прогнозу ведомства. А вот просчитывать год следующий таможня будет уже вместе с коллегами по единому пространству. 1 января в силу вступает Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Первый экземпляр Юрий Сенько сегодня вручил Президенту.
Работу над архиважным для Беларуси, России, Казахстана, Армении и Кыргызстана документом вели три года. А единые стандарты нередко вызывали споры. В итоге Александр Лукашенко, резко критикуя ситуацию (мол, в ЕАЭС многое, что должно быть по умолчанию, не работает), был вынужден отозвать специалистов из Москвы. Это радикальное решение в итоге ускорило работу, а после того, как президенты Беларуси и России в апреле в Санкт-Петербурге заявили, что нерешённых проблем между странами не осталось, Таможенный кодекс подписали. В Евразийской экономической комиссии при этом высоко ценят и вклад Беларуси в разработку положений, и жёсткую позицию в отстаивании своих интересов.
Нормы документа, который пришёл на смену устаревшему кодексу Таможенного союза от 2009 года, нацелены на рост товарооборота внутри ЕАЭС. Современные подходы во всём: информатизация таможенных операций, удобный алгоритм работы для бизнеса, минимизация бумажного документооборота и сведение к минимуму контакта экспортёров с должностными лицами. Унифицированы таможенные стандарты – и это главное.
Ещё одной важной темой доклада стал нелегальный трафик. Президент интересуется, как мы доводим до западных партнёров, сколько попыток перемещения психотропов и оружия из Европы выявляем мы? С начала года таможенники зафиксировали полсотни случаев провоза наркотиков. Видят ли эту работу в ЕС? Видят, впрочем, и на Западе, и на Востоке – это уже тема партнёрства с Россией по пресечению ввоза санкционных товаров. На проблему Минск и Москва порой смотрят по-разному, отдельные эксперты иногда и вовсе пытаются в чём-то обвинить Беларусь, которая барьером стала добровольно и контролирует введённый одной лишь Россией санкционный список товаров. Но статистика говорит сама за себя.
Говорили во Дворце Независимости и об очередях на границе. В этом году были резонансные случаи на литовском и польском направлениях, когда сотни фур несколько суток провели у переходов. Водители говорят, что вины белорусских пограничников и таможенников нет, а партнёры из смежных пунктов пропуска не скрывали проблем с оборудованием. Тем не менее, превентивную работу Таможенный комитет Беларуси ведёт – на польской границе все вопросы уже решены.
Юрий Сенько, председатель Государственного таможенного комитета Беларуси: «Есть вопросы, связанные с литовским и латвийским направлением. Это пункты пропуска «Каменный Лог» и «Урбаны», где требуется частично видоизменить инфраструктуру. Часть инвестиций уже найдена за счёт международной технической помощи».
При этом скорость пересечения границы увеличили за счёт автоматизации и перехода на электронное декларирование. Так, по современной схеме бизнес с таможней уже работает в 99 случаев из ста. В начале года таможня дала добро и на автоматическое оформление грузов. Пока это всего десять процентов трафика, но будущее – именно за высокоскоростной таможней.
Подписывайтесь на нас в Telegram