Итоги республиканского семинара-совещания по развитию стройкомплекса с участием Президента

Республиканский семинар-совещание начался накануне, а сегодня к дискуссии присоединился Президент. Неспроста! Строительство – ключевая сфера, которая во многом определяет развитие экономики. Это если в целом. Если в частности, то решает один из главных вопросов каждого человека – жилищный.

Республиканский семинар-совещание начался накануне, а сегодня к дискуссии присоединился Президент. Неспроста! Строительство – ключевая сфера, которая во многом определяет развитие экономики. Это если в целом. Если в частности, то решает один из главных вопросов каждого человека – жилищный.

Пять лет назад в отрасли начали наводить порядок, это был итог как раз такого совещания с участием Александра Лукашенко. Устранены законодательные пробелы, учтены пожелания застройщиков, подрядчиков. По сути, разработаны принципиально новые правила работы.

Но проблемы вновь напомнили о себе. Сегодня говорили и о ценах, и о качестве, и о злоупотреблениях. Да, они есть: строительство – единственная сфера, в которой пока не удалось переломить негативную динамику. Сделать это можно лишь сообща, с привлечением опытных специалистов. Так было в прошлом году с ЖКХ, весной нынешнего – с агропромышленным комплексом.

Поэтому проблемы важно не просто обозначить, а решить! Работа на результат – вот главное требование Президента. По итогам нынешнего совещания чёткий план действий получили все: правительство, представители строительных организаций, руководители предприятий, банкиры. Срок выполнения поручений – конец первого квартала 2019, то есть будущая весна. 

Что нам стоит дом построить? Просто вырыть котлован. В 80-ые, когда и была популярна эта песня, панельки росли с невероятной скоростью. Тогда о строительстве пели весело и задорно. Но сейчас, конечно, совсем другие времена. И собравшиеся во Дворце Независимости понимают: вряд ли этот разговор будет простым. Ведь отрасль переживает что-то похожее на афтершоки после землетрясения.

Строительство – ключевая отрасль. Её часто называют индикатором динамики развития всей экономики. Строительство (словно зеркало) показывает инвестиционную активность. Но при этом на нём лежит и немалая социальная нагрузка. Никто ведь не хочет быть испорченным квартирным вопросом. 

Пять лет назад на подобном совещании для отрасли прописали, казалось, понятные правила игры. Они стали откликом на многочисленные жалобы. Президенту даже предлагали ликвидировать Министерство архитектуры и строительства как отдельную самостоятельную структуру. Но! Жалобы на строителей возобновились, а значит, что-то явно идёт не так.

Президент выводит формулу: «цена-качество-сроки». Это то, на что жалуются больше всего. Если эти нарушения стали рядовыми, что тогда считать «из ряда вон»? И такой факт находится.

Президент уверен: такая перепродажа – чистой воды спекуляция. Но нет ли здесь чего-то гораздо большего – коррупции со стороны тех, кто знал, но закрыл глаза? 

Это словно зачистка территории под будущее здание. Оголяя проблемы отрасли, Александр Лукашенко предлагает устроить мозговой штурм, как от них избавиться. 

Так что вообще произошло? Кризис 14-15 годов больно ударил по всей экономике, он не мог не подкосить и стройотрасль. Сокращалось финансирование госпрограмм, а значит, строить и производить стройматериалы стали меньше. За несколько лет вклад строительства в ВВП снизился вдвое: до пяти процентов. В этом, с одной стороны, нет ничего криминального: в Евросоюзе строительство приносит те же 3-5% валового внутреннего продукта. Но в странах вокруг Беларуси уровень выше. Такие цифры вырисовываются во многом из-за падения объёмов строительства жилья. А ведь когда-то в планах было ежегодно вводить десять миллионов квадратных метров! 

Помните, как ещё лет пять назад куда не глянь – сплошной долгострой. Таких домов тогда было под четыре сотни. Сейчас – 35. Вроде бы можно добавить «всего», но и они вызывают у Президента, мягко говоря, обеспокоенность. 

Александр Лукашенко жёстко обозначает сроки сдачи – первая половина 2019. И сам собой напрашивается вопрос, который точно волнует всех: стоимость квадратного метра.

В стране долго сражались за цену квадратного метра. Строители рапортуют: меры по снижению себестоимости дали результаты. Средняя заработная плата превышает стоимость квадратного метра. Но, конечно, только того, что строится с государственной поддержкой. Альтернативой своим метрам должно было стать арендное жильё. Особенно за эту идею ухватились минчане. 150 претендентов на одну квартиру. Это говорит не только о большом спросе, но и явно недостаточном предложении. 

Чтобы большие города не превращались в каменные джунгли, государство взялось за развитие городов-спутников. Но эту работу Александр Лукашенко называет неэффективной. Он видит небольшие города центрами притяжения людей. Где не растут многоэтажки с квартирами-скворечниками, а строятся уютные домики-конструкторы. 

Старое новое направление – индустриальное индивидуальное домостроение. За грозным названием скрываются вполне себе симпатичные фасады. В прошлом году такие домики составили почти 47% от всего построенного жилья. Дёшево и сердито? В среднем метр обошёлся новосёлам в тысячу рублей. Так может вот он – бюджетный аналог шале на юге Франции? 

Наталья Рак, житель г.Брагина: «Это такой европейский проект.  Да, широкие окна, так как за границей сделано. Поэтому этот кусочек Брагина он больше уже к европейской части относится». 

Дома собраны из панелей. На монтаж одного уходит всего 3-4 дня. Двадцать домов выросли здесь всего за три месяца.

Станислав Дягтерёв, прораб строительного управления №243 Гомельского домостроительного комбината: «Людям нужны огороды и цветы где-то посадить, грядки какие-то. В то же время надо и условия комфортные как в квартире, так и в городе. А тут два в одном. Дача и квартира».

При этом застройщик сдаёт квартал со всеми коммуникациями. В Швеции, например, 80% жилья строят по таким технологиям. Вообще, красиво жить не запретишь. И так бывает, что дворы без машин, есть, где припарковать велосипеды, детские площадки не выглядят как из далёкого прошлого. Оказывается, так можно строить. А стоимость метра при этом необязательно взлетает до небес. Один из самых ярких примеров находится прямо у границ Минска. Жилой комплекс из нескольких кварталов словно витрина. Работает лучше всяких рекламных объявлений. Он яркий, но не единственный. Место для экспериментов нашлось и в Гродно. Комплекс почти на полторы тысячи квартиры радует глаз и кошелёк. 

Мелочи, а приятно. Застройщику эти «украшения» обошлись в удорожание проекта всего на 10%. 

Сергей Скорб, директор проектного управления предприятия «Гродножилстрой»: «Наши затраты, когда мы внедряем что-то новое, мы напрямую не перекладываем на плечи наших жильцов. Где-то немножко снижается наша рентабельность, но зато на выходе получаются красивые, комфортные, привлекательные дома». 

Президент отводит год на решение проблемы серых и похожих (как две капли воды) районов-новостроек. 

На ловца и зверь бежит. Кажется, если вопрос с жильём стоит остро, значит, работы у производителей стройматериалов хоть отбавляй. Но это не так. Модернизированные домостроительные комбинаты загружены хорошо, если наполовину. Их, конечно, переоснастили под докризисные задачи. Но Президент уверен: кто ищет работу, тот всегда найдёт. 

Отдельно Президент останавливается на работе цементных заводов. С ними вообще парадокс. Они загружены не больше, чем на 80%, но в страну импортировали почти 400 тысяч тонн цемента. Едва ли лучше ситуация со стеклом. С долгами потихоньку разбирается, пожалуй, только гомельский завод. Вообще, гомельское стекло – популярный бренд. Его покупают более чем в двадцати странах. После модернизации (по сути, на месте старого стеклозавода появился новый комплекс), объёмы производства выросли вдвое. За несколько месяцев «Гомельстекло» стало региональным лидером по прибыльности и экспорту. А всё благодаря востребованной продукции и смелым идеям. В переоснащение вложено более 300 миллионов долларов. Но выручка позволяет рассчитываться по долгам. 

Иван Протуро, генеральный директор предприятия «Гомельстекло»: «Предприятие работает непрерывным графиком, предприятие работает 24 часа в сутки, включая выходные и праздничные дни. Коллектив предприятия полностью осознает, что наше счастье в наших руках. То есть мы сегодня своим трудом можем и должны обеспечивать стабильность работы предприятия».

Здесь ручаются за качество мирового уровня и готовы не идти, а гнаться за тенденциями в мире стекла. Значит, терпение и труд действительно всё перетрут? А ведь Президенту предлагали продать «Гомельстекло». Александр Лукашенко говорит просто: завод поднялся с колен и так ли уж нужна приватизация? Президент требует от правительства реанимировать все убыточные предприятия. Но не списанием долгов.

Работа с инвесторами – другая сторона этой медали. Президента на протяжении нескольких лет из разных источников информируют, дескать, есть заинтересованные вложиться в производство стройматериалов. Но какой ценой?  

Что важнее: выпустить продукцию или её продать? Вопрос риторический. По данным правительства, 40% белорусских стройматериалов идут на экспорт. Но кто ими торгует? Тот же цемент по всей России продаёт чуть ли одна единственная компания. А где товаропроводящая сеть? Где прозрачность, при которой нет места коррупции?

В работе отрасли пытаются разобраться детально – речь заходит даже о передвижных механизированных колоннах. Губернаторы вжимают головы в плечи, ведь организации эти в основном убыточны. Следующий год для них пройдёт под знаком возрождения ПМК. Год, но не годы. Как это часто бывает, например, при проектировании. Сейчас в Беларуси строят порядка восьми тысяч объектов. Из них с превышением нормативного срока – половина. Эксперты видят корень зла в многочисленных корректировках проектов. И ответственности за это, вроде как, и нет. 

Александр Лукашенко обращает внимание и на развитие современных технологий проектирования – без ватманов, которые передают из рук в руки. И если Беларусь – IT-страна, то почему высокие технологии не пришли в строительство? Президент вообще считает, что в отрасли всё слишком зарегулировано. Минстройархитектуры вроде и контролирующий орган, но нормы гуляют по рукам. При этом в регионах нередко чинят препоны, затягивая сроки административных процедур и оформления документов. И это при общем курсе на либерализацию условий ведения бизнеса! Этому вторят и эксперты отрасли. Сразу видно – наболело. 

Норм меньше, ответственность – выше. Неизменное требование Президента. Для строительства оно актуально как ни для одной другой сферы. Но всё можно исправить – были бы люди. Отток кадров из отрасли – минус 50 тысяч рабочих за пять лет. Неужели все смирились с поездками на заработки в Россию, Польшу или Литву?

Вокруг этого вопроса разворачивается реальная дискуссия. Все понимают: зарплаты нужно поднимать. Профильный министр предлагает развязать руки руководителям и уже в ближайшее время.

Президент предлагает посмотреть на ситуацию шире и буквально привязать строителей к Беларуси жильём. Не могут они ведь быть как сапожники без сапог.

В целом строителей готовы поддержать. Но те, для кого метания между странами станут своего рода стилем жизни, должны быть готовы к тому, что с них государство спросит чуть больше.

Конечно, все понимают, чтобы дать работу строителям, нужно загрузить по-максимуму государственные предприятия. И в жарком диспуте выход, кажется, найден. Выделять им землю под строительство в первую очередь. 

На плечи вице-премьера ложится и проблема взаиморасчётов. Правительство подготовило комплекс мер. Но Президент требует не откладывать их в долгий ящик. 

Строительство, так или иначе, касается каждого, оттого отрасль рассматривали со всех сторон. Можно находить сколько угодно причин неудачам, ещё лучше – видеть пути их решения, но главное, по мнению Александра Лукашенко, понимать, что всё начинается с головы – с руководителя.

Все поручения розданы, задачи ясны и чётко обрисованы сроки. Главное, чего требует Президент, не затягивать с решениями. Самые быстрые должны быть приняты в ближайший месяц: зачем тянуть в новый год старые долги?

В четырёхчасовой дискуссии можно выделить, пожалуй, два наиболее часто произносимых слова: поручение и результат. Разбор полётов, как принято говорить, сам по себе хорош, но не это главное. Так что финал у этого совещания всё же открытый. Словно здание без крыши. Пока. 

Подписывайтесь на нас в Telegram