Зверства немецких карателей над мирным населением начались с первого дня войны. Сожженные деревни, расстрелянные женщины, дети, старики – трагические факты находят и спустя 82 года.
Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа продолжается. Уже допрошено более 16 тыс. свидетелей, проведены сотни осмотров мест происшествия, десятки раскопок в ранее неизвестных местах уничтожения мирных жителей.
На пожелтевших фотокарточках не только история семьи – большая трагедии всего района. Мария Калмыкова родилась в Шклове в 1946 году. О зверствах фашистов на этих землях в годы Великой Отечественной войны знает по рассказам отца. Сталинград, Курская дуга, Дрезден – вернувшись с войны, глава семейства борьбу продолжил и на малой родине… за восстановление справедливости. Десятки безымянных братских могил – кровавый след немецких карателей. Люди не смогли оставить тела погибших земляков на местах расстрелов – в перезахоронении участвовал и отец Марии.
В 1941 году у деревни Путники фашисты расстреляли более 2600 ни в чем не повинных женщин, стариков и детей – в основном евреев. Семилетним мальчиком об этой трагедии узнал и Григорий Крупенько. Семья жила в соседней деревне, но звуки автоматных очередей слышала вся округа. О зверствах фашистов здесь еще долго напоминала жуткая картина.
Архивные документы и материалы, свидетельства очевидцев – расследование по делу о геноциде белорусского народа продолжается. Даже спустя 82 года леденящие душу факты заставляют содрогнуться. Во время последней поисковой экспедиции у деревни Путники обнаружили останки еще 9 жертв немецких оккупантов.
1082 дня длилась оккупация Шкловского района. За это время фашистские каратели расстреляли, сожгли и угнали в Германию более 10 тыс. мирных жителей. 80 братских могил, мемориалов и воинских захоронений хранят память подвига и трагедии земляков.
Подписывайтесь на нас в Telegram