Эти преступления без срока давности. В жизни деревни Шкленниково Мядельского района особая печальная дата. 79 лет назад случилась страшная трагедия – немецкие оккупанты дотла сожгли лесной поселок вместе с его жителями. Боль утраты до сих пор живет в сердцах потомков и односельчан. Митинг-реквием – напоминание о событиях, которые никогда не должны повториться на нашей земле.
В деревне под Мяделем заживо сгорели 15 человек. Местные говорят, их было намного больше. Сейчас в живых – только одна жительница Шкленниково. Марии Алексеевне – 95. Она – свидетель тех страшных событий. На ее глазах погибли родственники и соседи, женщина чудом уцелела.
Мария Купревич, ветеран Великой Отечественной войны: «Моя тетка спряталась в соседнем доме – живьем спалили. И остальных. Еще и крепкие старики были. А мы, молодые, все в лес сбежали. А когда спалили деревню – пусто, одни плоты. И я пришла в деревню. Партизаны. Много-много. Партизаны и мы».
Людей жгли под жуткие крики родных. Адам Степанович Гришкевич – сосед Марии Алексеевны, рассказывает его правнучка Алина. Пенсионер также не избежал страшной участи. Немцы расстреляли, положили на дрова и сожгли. Теперь его фамилия – в вечном списке на скорбном мемориале.
Алина Гришкевич, правнучка Адама Гришкевича: «У нашай сям’i вось гэта гiсторыя передаецца з пакалення ў пакаленне. I мы ўшаноуваем памяць аб загiнулых, пра свайго прадзеда памяць шануем. I пра ўсiх тых, хто загiнуў разам з iмi. У нас расказваюць пра той партызанскi рух, якi быў у гэтых месцах. I менавiта там, што людзi дапамагалi партызанам, над iмi так паздзекавалiся, iх спалiлi».
Еще один участник войны Михаил Гершенович – ветеран и почетный гражданин Мядельского района. Родился в райцентре, но о трагедии в деревне Шкленниково знает не понаслышке. Приходилось бежать вместе с жителями поселка. Говорить о тех ужасах тяжело, сердце сжимается.
Михаил Гордон, ветеран Великой Отечественной войны: «Бежим. Вдруг выскакивает немец на меня с винтовкой. "Halt!" – на меня кричит. Я в сторону прыгнул. Он выстрелил. Не попал. Я уже в кусты убежал. Там я уже ничего не слышал, стрелял он или нет. Потому что стрельба шла по всему лесу. И вот там погибли мои родители и тетя».
Такие истории касаются каждого из нас. Это боль и скорбь всей Беларуси. Всех тех, кто знает и свято помнит о трагедии, которая была не только здесь, а в каждом уголке нашей Родины во время оккупации.
Сожженные, но непокоренные – старики, женщины и дети, которых настигла страшная гибель в партизанской деревне. Сдержать слезы здесь не удается даже мужчинам. В нашей стране помнят каждого. Благодаря энтузиазму и работе с архивами установлена историческая правда об этом памятном месте.
И важно не только знать и хранить память, но и передавать историческую правду молодому поколению. На митинг-реквием собралась местная молодежь, жители соседних населенных пунктов, ветераны. Павших почтили минутой молчания. Цветы и венки легки к подножию обелиска. Рядом – экспозиция от Мядельского музея народной славы и выставка картин уроженца района, народного художника Василия Шаранговича.
Виталий Афанасенко, прокурор Мядельского района: «Только на Мядельщине изверги уничтожили около сотни деревень, расстреляли, сожгли, повесили не менее 4 тысяч мирных жителей, и из них не менее 550 детей, угнали в рабство не менее 3,5 тысяч человек. Убийцы, будучи уверенными в безнаказанности, с самого начала стали методично уничтожать мирное и безоружное население. Не щадили никого – ни женщин, ни детей. Это раскрывает истинное лицо нацизма».
Геноцид катком прошелся по всей Беларуси. В войну погиб каждый третий. Уничтожены около 10 тысяч деревень, более половины сгорели вместе с людьми. И задача нынешнего поколения – не допустить возрождения ада. Сохранить и защитить историческую память.
Подписывайтесь на нас в Telegram