​Если «театр начинается с вешалки», то спектакль «встречают по одёжке». До того, как облачить сцену, художник создавал «гардероб» в масштабе 1:20. Среда «Седой легенды» – Могилёв начала XVII века.

В репертуаре Большого театра – вторая редакция спектакля «Седая легенда», не менее масштабная, чем предыдущая. И новая версия снова номинирована на Государственную премию. Александр Матяс – от макета до поклона.

Если «театр начинается с вешалки», то спектакль «встречают по одёжке». До того, как облачить сцену, художник создавал «гардероб» в масштабе 1:20. Среда «Седой легенды» – Могилёв начала XVII века. Сегодня тот «град» – призрак, ни следа в ландшафте. Да и самый ранний пейзаж – 1702-го. «Образ» оперы Костюченко искал на руинах, к примеру, замка в Старом Быхове.

Меломаны впервые услышали «Седую...» в 78-ом. Та мировая премьера по-прежнему на устах. Это же был дебют популярного прозаика Владимира Короткевича как оперного либреттиста. А в композиторе критики рассмотрели «белорусского Верди». Спустя без малого 35 лет Дмитрий Смольский оживил «Легенду...» – на новый лад.

Дмитрий Смольский, композитор, народный артист БССР: «Сделал из трёх актов два: что-то сократил, что-то дописал. Радует отношение к моей музыке всех исполнителей».

Оценка маэстро – по телефону. Сердце беспокоит, всё-таки скоро лауреату Госпремии 80-го года – 80! Смольский, к слову, не пропустил ни одного спектакля за почти четыре сезона, что его неоромантическая «Легенда...» на театральных подмостках. Солисты уверяют: тут есть что подхватить залу и поставить на звонок.

Анастасия Москвина, народная артистка Беларуси: «Если это опера «Иоланта», все поют «кто может сравниться с Матильдой моей...», да. То здесь наш, белорусский вариант. Это музыка XX века, адаптированная всё-таки для современного слушателя».

Заслышав партии крепостной Ирины, зарубежные эксперты единогласно нарекли сопрано Москвину «белорусским сюрпризом». Они, впрочем, не ожидали многого от неизвестного на Западе и на Востоке произведения, а «получили впечатлений с лихвой» (по материалам авторитетного издания «Opera News»).

Оксана Волкова, заслуженная артистка Беларуси: «Продукт, с одной стороны, «национальный», но драматургия настолько хорошо выстроена, и эта история будет понятна в любой стране, в любом театре. «Любка» образ такой же яркий, и такой же сложный, как и Кармен».

Думаю, ни у кого не возникнет желания сказать «не верю!» страстной пани в «Легенде...». Сегодня меццо открыты миланский LaScala, нью-йоркский Metropolitan. Опять же Волкова – первая отечественная звезда, «засиявшая» под сводами лондонского Covent Garden. Опера везде на языке оригинала. Заметим, у каждого главного героя «Седой...» есть своё соло.

Сергей Франковский, народный артист Беларуси: «Для оперы очень много глухих – «дж», «ч», «ш», а нужно сделать текст чётким, чтобы понимали в зале».

«З гісторыі не выкінеш. У ёй было ўсё: і бунт, і пакуты, і цярпенне, і вера» – так характеризовал свою «Легенду...» Короткевич. Один из самых сильных эпизодов спектакля – дуэль шляхтичей Романа (тенор Франковский) и Кизгайло (баритон Трифонов). Заслуженный артист Беларуси также в списке номинантов.

Валерий Жук, ответственный секретарь подкомитета по Государственным премиям Беларуси: «¾ голосов – это очень высокий так сказать «рейтинг» необходимо иметь для того, чтобы получить нашу рекомендацию».

Кстати, в 1980-ом впервые Госпремия была присуждена оперному спектаклю. Среди тех, кто тогда ставил «Седую легенду», но не был отмечен, – ныне главный хормейстер Большого. Сейчас Ломанович «в ответе» за самые массовые сцены – слышать надо одновременно свыше ста артистов.

Нина Ломанович, главный хормейстер Большого театра Беларуси: «Это очень сложно: лёжа на спине, четырёхголосный хор акапельно. Накручиваю здесь километры по театру, чтоб зайти в зал, на сцену».

А ещё нужно успеть подняться под самый свод – часть хора поёт на верхнем ярусе театра. Создают грандиозную фреску эпохи зарождения нации также каскадёры из Федерации шотокан каратэ-до. Старожилы вспоминают: последней подобной постановкой была «Дикая охота...» в 89-ом. Сейчас «Седая легенда» – единственная белорусская опера в репертуаре.

За четыре сезона – 15 раз, около 11 тысяч зрителей. Это не так уж и много, с учётом того, что Большой традиционно самый популярный театр страны – принимает до 400 тысяч посетителей в год. За кулисами говорят: на «Евгения Онегина» чаще ходят, но его и в школе проходят».

Играли «Легенду...» на «Вечерах...» в Несвижском замке, провели в столице масштабную кампанию под девизом «Слухай сваё!». Однако показатель «заполняемость зала» отчего-то так и остался не выше 70%. Видимо опера (некогда массовый жанр) – впрямь «удел посвящённых».

Наталья Ганул, кандидат искусствоведения: «Действительно, у нас привычное мифологическое представление о том, что «национальное» равно «не очень современное», не отвечающее каким-то актуальным проблемам. Но именно опера «Седая легенда» – тот «продукт», который сегодня может быть «считываем» всеми поколениями».

После этого спектакля понимаешь, почему мы белорусы. «Своё» тут найдут и поклонники мелодрамы, и ценители экшена. С 2012 года – с «мировой» премьеры, как сказал маэстро Смольский – от макета до поклона не поседела «Легенда...».

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Новости Минска