На белорусские подмостки возвратилась «Матухна Кураж і яе дзеці». Вернулась 40 лет спустя, конечно, по-новому. Уже не как драма, а острая музыкальная комедия о войне. Одну из самых знаковых пьес немецкого драматурга Бертольда Брехта перечитали в минском «Театре Ч».
Скорость этого фургона (см. видео – прим. ред.) явно выше той, с которой писал Брехт. Пьесой о 30-летней войне XVII века в 1939 году XX классик хотел предупредить Европу. Признав: чтобы сочинять, надо думать. «Мамаша – опоздала». На версию «Кураж-2015» ушло пару месяцев.
Михаил Лошицкий, режиссёр спектакля «Матухна Кураж i яе дзецi»: «Придумал для себя такую идею – воссоздать народный театр. Но не в лубочном проявлении, а на современном «умном» драматическом уровне. "Комедия о войне" – даже в самом лозунге, который мы предоставили, заложено противоречие».
Будь жив Брехт, он смог бы обращаться к нему на «ты». Театралы Минска ещё помнят «Мещанскую свадьбу», устроенную 10 сезонов назад Лошицким. Затем – подмостки Москвы. И снова здравствуйте! Репетировали «Мамашу» ночами. Сегодня режиссёру можно зевнуть. Под сводами Дворца культуры профсоюзов дан третий звонок.
Согласно толковым словарям, для артистов кураж равен эмоциональному подъёму. Он у сборной труппы «Театра Ч», кажется, есть. Ведь каждый раз ставят нечто новенькое (тех же «Дзядоў» Мицкевича) не имея своей площадки.
Кстати, тот самый «фургон» Кураж – не что иное, как символ бездомности. Для хозяйки «лачуги на колёсах» война – источник существования семьи. Она продаёт солдатам продукты, одежду. Костюмы – только из отечественного льна.
Елена Сидорова, заслуженная артистка Беларуси: «Калі вучылася ў інстытуце, на сваім курсе бралі атрыўкі з Брэхта. Дарэчы, з "Матухны Кураж". Потым, за ўсё жыццё ў тэатры з Брэхтам мне не даводзілася сутыкацца. І вось, нарэшце, гэта здарылася. Я да гэтуль хвалююся менавіта з-за тэксту».
Приди Сидорова в Купаловский не в 80-м, а лет эдак на пять раньше, имела бы опыт «Мамаши». И какой! Признанный культовым спектакль «Што той салдат, што гэты» поставил маэстро-легенда Раевский. Минск также испытал «Кураж» – в зале все места заняты.
Надежда Анципович, актриса: «У моей героини есть песня в спектакле. Это такой вой, плачь, какой-то крик, крик души, который из неё вырывается. Не надо никакой войны: нигде, никогда, ни в чём!»
Героиня Надежды – Катрин, немая дочь Кураж молчит почти два часа, весь проект. Тоже время на сцене и «маленький» оркестрик. Музыка – одно из главных действующих лиц – решили потомки Мамаши. Внеся в программу.
Подписывайтесь на нас в Telegram