В спортивных кругах не утихает скандал вокруг белорусского фристайлиста. Фаворита игр Антона Кушнира в Пхёнчхане откровенно засудили.
В ситуацию даже вынужден был вмешаться Президент Беларуси и Национального олимпийского комитета. В адрес главы МОК Александр Лукашенко направил претензии.
Кстати, именно сегодня прошёл тот самый финал, в который наш Антон Кушнир из-за предвзятого судейства не попал. И юридически с этим сделать ничего нельзя.
Этот скандал третий день обсуждает вся Беларусь, с нами солидарен весь славянский мир, конкуренты предпочитают делать вид, что ничего не произошло. Вкратце: Антон Кушнир, Олимпийский чемпион Сочи и главный фаворит Пхёнчхана получает шокирующе низкие оценки за обе попытки и даже не выходит в финал.
Возмущению нет предела, комментария самого Антона пока так и нет. Он, вероятно, до сих пор не пришёл в себя. Но, к сожалению, даже подать протест нельзя – регламентом не предусмотрено. Реакция главного тренера ожидаемо резкая: конкурента просто отрезали от финала.
Наши фристайлистки говорят об эмоциональном заявлении Александра Лукашенко. Президент в воскресенье голосовал на выборах депутатов местных Советов, но у журналистов был не менее важный вопрос с резкой формулировкой «судейский произвол». Позиция Главы государства – в Пхёнчхане был позор.
Возмущены и простые белорусы, Интернет пестрит негативными комментариями. Но, нужно признать, в тонкостях фристайла разбираются не все, для начала нужно понять, как оценивают спортсменов.
Очки в лыжной акробатике начисляются за отрыв от трамплина, траекторию полёта и приземление. Причём наибольшую и наименьшую оценки в каждом элементе отбрасывают – к этому нюансу подробнее ещё вернёмся. Итак, вторая попытка Кушнира: шесть баллов за отрыв от трамплина, 12,3 – за исполнение в воздухе, 8,5 – за приземление. В сумме это 26,8, эти баллы затем умножаются на коэффициент сложности – получается итоговая оценка, которая распределяет спортсменов в таблице, которую на экранах видят зрители. Кушниру до места в финале, куда прошёл швейцарец Миша Гассер, не хватает буквально сотых балла.
Теперь подробнее о том, зачем наименьшая и наибольшая оценка отбрасываются. Это делается для того, чтобы у судей не было соблазна продвигать интересы, скажем, спортсмена-земляка, или, наоборот, засуживать конкурентов. Место в финале Кушнир, напомню, уступил швейцарцу, из этой же страны один из судей. И если он решил поставить своему спортсмену чрезмерно высокий балл, а Кушниру – крайне низкий, то его оценки и не учитывались. Так и вышло. За воздушные элементы, за приземление наименьшей и не учитываемой оценкой оказались баллы швейцарского судьи.
Этот судья, конечно, нехороший человек, но раз его низкие оценки не учитывались, а олимпийский чемпион Кушнир всё же в финал не попал, значит, недодал ещё кто-то из судей или вообще все они. Кроме швейцарца, акробатику судили китаец, японец, канадец и россиянин. И если бы они поставили Антону адекватные оценки, то он был бы в финале. Меньше всего претензий к судье из Японии, оценки которого были одними из самых высоких, и к его коллеге из Канады: он недодал в отрыве от трамплина, но высоко оценил исполнение и приземление. А вот оценки судей из России и Китая оказались чуть хуже объективных. Об этом и говорил накануне Президент. Победу ведь во фристайле, где Кушнир был главным фаворитом, сенсационно одержал украинец, но второе место у китайца, бронзу неожиданно выиграл россиянин, плюс канадец боролся бы за тройку, если бы после фантастического прыжка приземлился удачнее. Флаги призёров плюс место в финале швейцарца странно совпадают с национальностями судейского корпуса.
И вроде для непрофессионала разница невелика. Ну, поставил кто-то на одну-две десятые меньше.... Но наши судьи убеждают, что не всё так просто. Для начала, а как отбирается судейская бригада на Олимпиаду? Их утвердила Международная федерация за полтора года до Пхёнчхана, и всё это время они работали в связке. По каким критериям именно они отбирались? Окончательно неизвестно.
И продолжая о судье из Китая, к нему вообще большие претензии. Ведь эта же бригада обслуживает весь олимпийский фристайл. А ведь в женской его части, где блистала Гуськова, где немного не хватило до медали Цупер, серебро и бронзу выиграли китаянки, а оценки китайского судьи на балл отличались в пользу своих спортсменов.
И видов спорта, где судейство априори не может быть объективным, хватает. Всё просто в лёгкой атлетике: прибежал первым – чемпион, в плавании, метании молота или диска и так далее. Да, там также есть нюансы, к которым могут придраться судьи. Но судейство во фристайле или в ещё одном нашем медальном виде – художественной гимнастике – полностью на совести рефери. Хотя и гимнастика, и прыжки на батуте, и катание на льду стремятся минимизировать человеческий фактор. Фристайл – нет.
Это тоже странное правило фристайла. Как это, не дать возможности не согласиться с оценкой? Хотя и во фристайле, и в гимнастике, рассказывает Черкашина, судьям запрещено публично объяснять свои решения. От этого правила тоже пора отказаться в 21 веке с его технологиями и возможностью моментального доступа к мнению любого эксперта. Но подавать протест в гимнастике – обычное дело. На первом чемпионате мира после изменения правил протестов было больше 20. То есть в гимнастике судьи ошибаются: почему они не могут ошибаться и во фристайле? И почему во фристайле нет судей из Беларуси, одной из самых успешных стран в этом виде спорта?
И финальный вопрос: что делать фристайлисту и его тренеру, если они не согласны с оценкой? Увы, ничего. В лыжной акробатике юридически не предусмотрено никаких возможностей оспорить решение судей. Даже теоретически. Ни онлайн, ни постфактум. Медали у Кушнира не будет, это точка. А вот многоточие может поставить именно Беларусь, наши спортивные функционеры и юристы, если сейчас не опустят руки и добьются изменений системы оценки во фристайле. Чтобы такого больше не повторилось ни с одним спортсменом мира.
Подписывайтесь на нас в Telegram