Председатель Миноблисполкома Анатолий Исаченко: инвестиционные проекты и города спутники

681

Председатель Миноблисполкома Анатолий Исаченко в интервью для программы "Марков. Ничего личного".

- В декабре 2016 года вас назначают помощником Президента. Должность звучит как? Инспектор по минской области.

- Да, абсолютно правильно.

- Когда Президент с вами встречался и напутствовал. Он сказал, что вы должны видеть и знать всё. И буквально через семь месяцев вас назначают уже губернатором, этой же минской области. Помощник, он должен контролировать, анализировать, вносить какие-то предложения, изучать и докладывать. А губернатор, он просто отвечает за всё. Вот вам было легко перестроиться? Это ведь абсолютно полярные задачи. 

- Функциональные обязанности помощника Президента и губернатора совершенно разные. Но, я уверен, что цель и задача у одного и второго абсолютно одинаковая. Это, чтобы работала экономика и развивалась социальная сфера. Не важно, в какой ты должности -помощник Президента или губернатор. Ты понимаешь и работаешь над этим, проще уже понимать друг друга между собой и двигаться в одном направлении. Мы должны быть в одной лодке, не раскачивать ее, а придавать ей ускорение. Тогда будет всё хорошо.

- Классный посыл. Недавно Минская область подвела итоги 2018 года. И вы вообще в должности менее 2 лет. Что удалось за этот период? 

- За 2018 год область занесена на республиканскую "Доску почёта". Одни из лидеров, будем говорить так. И это заслуга, огромная заслуга, наших трудовых коллективов. За что я им, конечно же, благодарен. Что-то не получилось: конечно, у нас есть недочёты, недоработки. Вы знаете, буквально месяц назад я выступал перед депутатским корпусом в Минской области, где мы чётко обозначили все наши проблемы.

- Какие? 

- Ну, это дороги, социальная сфера, в частности здравоохранение и иные. Есть вопросы у нас по воде. Но мы не просто обозначили эти вопросы, а мы показали, как мы будем двигаться. Что мы будем делать. От этого мы и сделали бюджет области. Чтобы выполнять те задачи, которые стоят перед нами в первую очередь.

- Андрей Михайлович, но Минская область, она достаточно уникальна. Это единственная область, в которой нет собственного областного центра. Но так получилось. Вы находитесь в Минске, территориально. Я имею виду органы управления, облисполком. И здесь же в Минске бурная жизнь со своими требованиями, желаниями, запросами и т.д. Вот этот фактор, он как-то влияет на вашу работу? Или вносит дополнительные трудности?

- То, что касается, того, что у нас нет своего областного центра, конечно, накладывает определенный отпечаток в работе с регионами, в отношении между городами. Но мы не должны забывать, что город-герой Минск находится в сердце Минской области и на территории Минской области. И здесь у нас есть свои отношения, свои плюсы и минусы. Плюсы в чем? Ну, во - первых, идут инвестиции, создаются совместные производства. Здесь больше приток населения. Есть кадровый потенциал, но в тоже время это накладывает определенные проблемы. Потому что, не секрет, что часть людей города Минска проживает на территории Минского района. И работает на территории Минской области, но и есть люди, которые живут в Минской области и работают в городе Минске. Поэтому, вот это встречное движение. Конечно, это логистика, это автобусное сообщение, опять же медицинское обслуживание, опять же тема детских садиков. Оно все переплетается.

- А как решается в регионах проблема квалифицированной медицинской помощи? Есть ли эта проблема, как таковая, и надо ли людям, обязательно, чтобы получить эту помощь, ехать в столицу?


- Вы знаете, эта проблема, конечно, есть в Минской области. И она остро стоит у нас. Что касается укрепления материально технической базы. Мы сегодня ведем активное строительство. Я думаю, в этом году мы закончим амбулаторию в Хотежино, закончим амбулаторию в Прилуках. Открыли терапевтический корпус в Минской районной больнице. Сейчас идет проектирование поликлиники на 800 мест, опять же в Минской районной больнице и проектирование приемного отделения. Большое строительство мы развернули, если можно так выразиться, в городе Борисове. Где строится детский многопрофильный корпус , - там и другие здания необходимые для МРТ и другого медицинского обследования. Мы в этом году выделили порядка 40 миллионов рублей, именно для укрепления материально технической базы. 

- Минск не резиновый. Если мы говорим о городах-спутниках, есть задача - разгрузить город, чтобы создать инфраструктуру, дороги, рабочие места и заинтересовать людей жить в этих населенных пунктах. Вот какими мы должны увидеть или можем увидеть города-спутники через 10 -20 лет?

- Да, действительно у нас шесть городов, которые обозначены городами спутниками. Я думаю, надо решить три задачи. Первое - это должно быть комфортное жильё для людей, второе - должна быть развита социальная инфраструктура и должны быть рабочие места. В этом случае, я думаю, люди поедут и будут жить.

- Комфортное жилье, вы обозначили это в первую очередь. Я с вами абсолютно согласен. Но, знаете, у нас многие руководители, они воспринимают сам факт предоставления жилья в городе - спутнике, как уже благо для молодой семьи, которой предлагается переселиться из Минска и уехать там за 20 километров в такую же панельную стандартную многоэтажку, например. Ну, согласитесь, уехать из столицы жить в город-спутник в стандартной многоэтажке – это достаточно сомнительное удовольствие. Так может быть парадигму восприятия поменять? И знаете, как идут коммерческие структуры, которые рекламируют новые места проживания. Они предлагают таунхаусы: «Новая боровая» или «Пирс». Они, в любом случае, обозначают главное - вот, как хорошо жить в этом месте за счет того, что это нестандартное жилье. Оно отличается от обычного. Вот этот вопрос, каким-то образом будет решаться, в первую очередь, как вы обозначили?

- Во-первых, часть людей хочет жить в крупном городе. Их устраивает: шум, движение, как они говорят. Часть людей желает жить за городом, кто-то хочет жить в деревне. Мы сейчас сделаем актуализацию генплана наших городов-спутников и поменяем детальную планировку, где эти вопросы планируем учесть. То есть, если человек, хочет жить в таунхаусе - там будут построены таунхаусы.

- То есть у него будет такая возможность?

- У него будет право выбора. Это зависит не только от пожелания человека, надо и учитывать и возможности.

- То есть сможет ли он это потянуть? Это, ведь, будет, в любом случае, дороже.

- Конечно. В каждом из этих городов будут предусмотрены такие микрорайоны. Поэтому, я сказал, мы делаем план сейчас, актуализацию генплана и план детальной планировки.

- Это пока, как предложение, концепция, или же, как рабочий материал? Для реализации, как можно обозначить?

- Специалисты уже работают. У нас уже есть подходы, что-то мы уже меняем. Поэтому, я говорю, идёт актуализация. Что-то меняем, с учётом новых потребностей людей, новых веяний.

- Новый термин, который появился совсем недавно, и Президент озвучивал его на Послании. И он назвал вашу фамилию. В Минской области будет создан экологический рынок. Что это такое?

- Во-первых, это будет крупный продовольственный рынок с инфраструктурой для удобства людей. Чтобы не только мог купить продукты, но и что-то сопутствующее. Во-вторых, будет использован главный принцип – это «поле-прилавок» без посредников, и будет усилен лабораторный контроль.

- Это будет конкурент «Комаровки»?

- Вы знаете, как-то нетактично в адрес коллег говорить, но я думаю, что это будет хорошее современное предприятие, которое, самое главное, должно удовлетворять нужды людей. 20 тысяч метров квадратных там будут площадки. Если, допустим, семья приехала с детьми, будет время, чтобы занять чем-то детей, остальным походить посмотреть и что-то купить. Если вы даже купили мясо и захотели его проверить - вам поджарят, и вы попробуете его. Я думаю, в этом году мы должны подойти к завершению этого проекта.

- Но, я слышал, что вы хотите создать конкуренцию не столько «Комаровке», но и в том числе, некоторым мировым брендам фастфуда? Это так?

- Предприятия будут выпускать аналогичную продукцию под нашим брендом и с нашим белорусским качеством.

- То есть это будет вкуснее и здоровее?

- Абсолютно так.

- Экономические контуры области за последнее время достаточно сильно изменились. То есть появились новые инвестиционные проекты на территории области. Мы можем вспомнить Geely, «Великий камень», который сегодня уже в стадии завершения. «Штадлер» ведь тоже находится на вашей территории. Глава государства обозначил на Послании, что в последнее время в обществе, как говорится, малый средний бизнес, не пора ли повернуться лицом к крупному бизнесу? Какие новые инвестиционные проекты на территории области появятся в ближайшее время? Можно ли открыть завесу?

- Да, здесь можно, никаких коммерческих секретов или тайн нет. Но я бы тоже этот вопрос разбил на два. Первое - это малый и средний бизнес и те нормативные акты, принятые Главой государства, они сыграли свою роль. У нас сегодня порядка 60 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. А если посмотреть на цифры, сколько они вносят денег в консолидированный бюджет  Минской области - это порядка 40%. Но, в то же время, мы не должны забывать о крупных инвестиционных проектах. Опять же, без цифр здесь нельзя обойтись. Для понимания, всего на территории области реализуется 110 инвестиционных проектов. Я назову только самые крупные – это Любань, Нежинский горно-обогатительный комбинат. Объём инвестиций - порядка двух миллиардов долларов. Будет создано более двух тысяч рабочих мест.

- А кто инвесторы?

- Инвестор – российская компания. Сегодня всё находится на стадии строительства. Второй крупный проект – это Пуховичский район БНБК – Белорусская национальная биотехнологическая корпорация. Этот проект, по своей сути, уникальный. Мы сегодня для развития животноводства завозим извне аминокислоты: треонин, триптофан, лизин. Вот этот проект предусматривает реализацию и выпуск данного вида аминокислот. Мы не только будем покрывать потребности внутреннего рынка, но ещё выходить на внешние рынки.

-  Ваши коллеги не так давно получили выговоры за несвоевременную выплату на территории области заработной платы. Вот эта проблема актуальна для Минской области?

- Выплата заработной платы – это зона ответственности руководителей предприятия. Они отвечают за коллектив, они отвечают за выплату заработной платы. Но это ни в коей мере не говорит о том, что на местах мы, как власть, не должны отслеживать этот процесс и, в случае необходимости, вмешиваться. Почему не выплачивается заработная плата, что мешает? Не заработали, что-то не то происходит. Буквально середина месяца, мне каждое утро на стол ложатся сводки о выплате заработной платы, получается не получается, где надо вмешаться, где надо подставить плечо. Ведь есть и какие-то временные трудности: где-то поставщик не рассчитался или что. То есть процесс абсолютно управляемый.

- Но на сегодня вопрос остро стоит для области?

- Для Минской области этот вопрос не стоит остро. Есть у нас отдельные моменты, но там связаны с другими вопросами, мы их отслеживаем и разбираемся с ними.

- Зачастую проблема заключается или упирается в кадровые вопросы. Я от многих чиновников и от многих руководителей слышал, что трудно подобрать руководителей на места, на предприятия и так далее. Не подошли ли мы вплотную к кризису управления? Я имею в виду к кадровому голоду по определённым направлениям, на ваш взгляд?

- Дефицит кадров существует всегда – это нормально. У нас много молодых перспективных людей. Все-таки наша задача их найти, увидеть и дальше принять решение, что делать. Вот я приведу простой пример: с каждым, кто состоит в кадровом регистре, я, естественно, веду разговор – диалог: что он хочет в жизни, как хочет поступить.

- Вы лично встречаетесь?

- Обязательно лично встречаюсь. Вот два молодых человека, я не буду называть фамилии, работают руководителями предприятий, довольно успешных предприятий. И я им задаю вопрос: «Вы что хотите по жизни? Вы хотите двигаться по служебной или государственной лестнице? Или хотите работать руководителем предприятия»? Первый отвечает: «Я хочу быть руководителем предприятия – это моё, я понимаю эту работу, она у меня получается. Да, я готов расширять предприятие, готов укрупнять его и работать». Второй ответил с точностью наоборот: «Я хочу пойти на службу». И сегодня тот работает, и мы расширяем предприятие, а этот уже работает на госслужбе. Поэтому в этом, наверное, наша главная задача – увидеть, отобрать и понимать, что у человека получится.

- Через склонность?

- Да, ведь далеко не каждый хороший специалист будет хорошим управленцем. Это надо тоже четко понимать.

- Анатолий Михайлович, если рассматривать ваш послужной список или карьерную лестницу, вы получили два образования: первое - базовое, хорошее базовое образование – это Белорусская сельскохозяйственная академия, еще при Советском союзе. Второе – Академия управления при Президенте. И прошли должности: от рядового специалиста хозяйства, дальше – руководитель хозяйства, дальше – руководитель района, зампред в области, помощник Президента и губернатор. Для каждого управленца подобного рода ступени обязательны, на ваш взгляд? 

Вы упустили еще одну мою ступень – это председатель областного совета депутатов.

- Видите, я рассматриваю, как практик, именно хозяйственные должности.

- Я считаю, что прежде чем стать управленцем, надо обязательно побыть руководителем предприятия. Потому что руководитель предприятия принимает самостоятельно решения, он отвечает за коллектив, отвечает за людей и это откладывает определенный отпечаток. Поэтому вот это, я считаю, обязательно. А все остальные ступени – это, еще раз говорю, желательно, но необязательно. Гайдар в шестнадцать лет руководил полком.

- Да, с этим я соглашусь. Но это был достаточно уникальный случай, хотя для гражданской войны, наверное, нет. Таких руководителей было много. Хотелось бы понять, как у вас в области это выстроено. Ведь не секрет, я сам подписываю и участвую в кадровых резервах, и подписываю кадровый резерв на должности определенные, и на мою должность, на должности заместителей. То есть на каждую должность существует, как минимум, три кандидата – таковы правила. И, к сожалению, мы достаточно часто наблюдаем, что в итоге на должность назначаются люди не из кадрового резерва, не из тех, кого предполагали или кого формально предусмотрели. В вашей области – это правило назначения из кадрового резерва или скорее исключение?

- Вы правильно сказали – формально в некоторых случаях мы подходим, и потом приходится назначать не из кадрового резерва. А вообще надо более тщательно работать с кадровым резервом, подбирать людей, как я сказал выше, с каждым беседовать и понимать, что человек потенциально готов идти на ту или иную работу. Когда есть полное понимание, тогда его проще готовить, и он знает, что надо двигаться в этом направлении. Но исключения из правил всегда бывают. Мы это должны четко понимать, и жизнь на месте не стоит: жизненные обстоятельства, другие какие-то вопросы возникают. Но по Минской области, как правило, мы назначаем из кадрового резерва.

- Спрошу уже, как в прошлом директора совхоза «Городец» Шкловского района Могилёвской области, известного совхоза. На ваш взгляд, чего не хватает современным управленцам для того, чтобы такая ситуация, которая случилась в товарно-молочном комплексе «Слижи», чтобы она не происходила?

- Если сравнить управленца того периода и этого, я имею в виду руководителя хозяйства, - сейчас намного проще работать. Потому что есть кредитная масса, помощь бюджета, в виде субсидий, есть лизинговые схемы, то есть вся законодательная база, чтобы управлять и работать – есть.  Что касается того, что произошло в «Слижах», но это, наверное, на совести руководителя. Других объяснений здесь просто нет.

- Выездные приёмы граждан, ведь существует целая выстроенная система, когда чиновники высокого уровня и вы сами, в том числе, выезжаете в регионы, для того, чтобы встретиться с людьми и выслушать их обращения и просьбы, и помочь решить какие-то вопросы. Но, при этом, количество обращений на имя Президента, в администрацию Президента не уменьшается. Зачастую чиновники администрации вынуждены выезжать в регионы и решать вопросы на местах. Почему? Потому что, местная власть не справляется?

- Вы знаете, каждый гражданин Республики Беларусь имеет право обратиться в любую инстанцию.

- Согласен.

- Те вопросы, которые на местном уровне мы стараемся решить по максимуму. Конечно, что-то не получается. Это тоже жизнь. Но это не говорит о том, что на местах не работают. Недочёты есть. А право гражданина обратиться, он обращается.

- А вы как реагируете, когда знаете, допустим, что с какого-то района, предприятия, люди, особенно, когда это касается коллективных обращений, непосредственно обращаются в Администрацию или Президенту сразу же. Вы разбираетесь в каждом конкретном случае, почему это произошло?

- Конечно, разбираемся. Если люди обратились и, тем более, коллективно, наверное, что-то есть.

- Оргвыводы были хоть раз?

- Есть оргвыводы, не без этого. Здесь надо внимательно разобраться. Если люди обращаются и им ответили необоснованно и тот, кто ответил, виноват, конечно, будут отвечать. Но, если он ответил в соответствии с законом, и абсолютно правильно, а люди обращаются дальше, всё - равно, решить эту проблему, причём человек, он же ответил правильно.

- По каким вопросам чаще всего обращаются?

- Вы знаете спектр вопросов очень большой: от приусадебного участка и заканчивая крышей дома. Но, я для себя стараюсь всё-таки делить на два направления: личностные обращения, где, безусловно, надо помогать людям и принимать решения, и те вопросы, которые имеют некое общественное значение. Допустим, человек обратился, у него подтапливает огород, но, возможно, не у него одного подтапливает огород, а у всей улицы. И эта уже другая тема. И вот на основании таких обращений мы для себя делаем алгоритм действий на следующий год. И вот то, что я говорил, выступая перед депутатами, ведь основные посылы по решению тех или иных проблем были взяты с обращений граждан, чтобы максимально удовлетворить их.

- Помню, была такая история, которую вы рассказали, когда вы руководили райисполкомом, когда вы делали утренний объезд и вы увидели женщину, которая на коленях что-то делала возле дома и вы возмутились, что уже с утра. Потом вам объяснили, что это доярка, которая много лет проработала в резиновых сапогах и у неё больные ноги. И она при этом вот так вот убирает мусор, так ответственно подходит к работе. Вам стало стыдно. Вы об этом не постеснялись рассказать. А вам часто приходится менять своё мнение в отношении людей и их поступков?

- То, что вы рассказали, то, что я давал интервью, эта история мне честно стыдно за те мои мысли, которые были. Но, я тогда думал и другое. Если эта женщина, имея больные ноги, убирает мусор возле своего дома, а это тоже был май месяц. Почему мы здоровые люди не смотрим за своим приусадебным участком, за своим домом. Что касается менять своё мнение, кардинально, к счастью, не часто. Потому что, когда меняешь мнение, наверное, это плохо. И когда ты ошибся в человеке, ты принял неправильное решение, это не хорошо. Поэтому, к счастью, не часто. Но, иногда бывает.

- Я слышал, что вы очень требовательный руководитель. А что вы никогда не простите своим подчинённым и коллегам?

- Не прощу, наверное, сказано громко и амбициозно. Я, наверное, больше не приемлю лжи, обмана, и неправильной информации. Категорически не терплю фальши.

- Андрей Михайлович, а что вы не прощаете себе?

- Во-первых, если начато дело и не закончено до конца. Я не могу успокоиться. Любое начатое дело надо заканчивать до конца. А второе, то, что меня гложет, это, когда пообещал что-то и не сделал.

- Искренне желаю, чтобы все вещи, которые, вы обозначили в стадии решения или в стадии планирования и потом они будут решаться, чтоб они у вас получились. Спасибо за этот разговор.

- Спасибо.

География:
Минск