На малой родине Янки Купалы – в Вязынке возле Молодечно – сегодня зажгли свечу в лубке с зерном. Его принесли с собой гости праздника осеннего урожая или последнего колоса. «Богач» (по-народному) встретили с размахом. «Этой ярмарки краски, разноцветные пляски...» – совсем как в песне или в пьесах классика.
Перед порогом дома жернова. Они много перемололи «Ад прадзедаў спакон вякоў…». Теперь - оберег. Советуют наступить, загадать желание – сбудется! В 1881 году здесь испекла первый каравай семья Луцевичей. Как и 140 лет назад в «красном» углу - сноп.
Родители Купалы были арендаторами. Делили урожай: сноп – себе, два – хозяевам земли Замбржицким. Сегодня в Вязынке потчевали гостей по-дедовски – свежим хлебом с травяным чаем. Чем богаты, тем и рады – у белорусов это на генетическом уровне.
Подобного и богатого на обряды дня нет у соседних народов. Своими корнями Богач уходит в глубь белорусской истории, в еще дохристианскую эпоху. Примечательно, что солнце в этот осенний праздник «гуляе», «прыгае», «дзвіжацца», как на Купалье.
«Гэй, родныя песні! … вы – райскія гімны!» – это слова песняра. По Вязынке на Богач разносились и дожиночные куплеты. Те же, что сегодня слышны на улицах Копыля. В Год народного единства на Минщине осенние праздники совпали. А какая разница традиций?
Анна Силивончик, председатель Студенческого этнографического общества: «"Багач" – гэта больш лакальная традыцыя. Яна не была распаўсюджана па ўсей Беларусі, але яна вельмі звязана з "Дажынкамі". Бо гэта свята збору ўсяго ўраджаю, яшчэ і запальвання свячы. Мы стараемся збіраць багач з ўсей нашай супольнасці, з ўсей нашай грамады, каб сапраўды аб’яднаць усіх, каб кожны змог зрабіць свой унесак».
Горсть за горстью - и полна чаша с пожеланиями богатства всем. Обычно ее хранят в «красном» углу дома. В «Богач» гадают на колосках. Мол, каким будет следующий урожай. «Жернова истории» способны перемолоть многое, но истинные ценности им не по силам.
Подписывайтесь на нас в Telegram