73 года назад от немецко-фашистских захватчиков был освобождён Минск. И каждый год в этот день мы отдаём дань героизму и стойкости белорусов. Традиция широко отмечать праздник – неизменна, чтобы потомки помнили и ценили мирное небо над головой. Грандиозный военный парад с участием войск Минского гарнизона, который сегодня принимал Президент, – в честь защитников бывших и будущих.
Последние мгновения тишины... Новый день приходит в казарму раньше обычного. Подъём в шесть, по расписанию – сегодня непозволительная роскошь. Рассвет, словно тревожный сигнал для дневального.
Им на втором курсе Военной академии по 19. Артиллеристы три месяца готовились к военному параду – и вот до их минуты славы остаются считанные часы… А в это время на другом конце столицы свой мирный сон досматривает артиллерист, которому вот-вот исполнится 92.
Он точно знает: война – это страшный сон, от которого невозможно проснуться. Долгие послевоенные годы Владимир Васильевич воевал в прямом смысле с закрытыми глазами. Боязнь тишины вылечить смогло лишь время.
Владимир Бородин, ветеран Великой Отечественной войны: «Тишина, нет этого грома, стрельбы – она пугала даже в какой-то степени – что-то не так. Часто просыпаться приходилось – это сразу после войны. А потом постепенно забылось уже».
Ушёл страх, но не воспоминания. За 72 года Владимир Васильевич так и не смог забыть то, что было бы легче не помнить. На фронт он ушёл мальчишкой – на фото третий слева (см. видео – прим.ред.) – куда моложе тех, что возьмут сегодня в руки оружие, пусть и в мирных целях.
Для курсантов отменили зарядку – им некогда, но ветеран не пропускает её никогда. Он освобождал Украину, Польшу, брал Берлин. И разве это – кулак старика? (см. видео – прим.ред.).
Владимир Васильевич сам попросился на фронт в августе 1942-го. Сын кадрового военного – разве он мог просто оставаться в эвакуации? На память о сталинградском военном заводе осталась самодельная бритва. Володя Бородин окончил артиллерийское училище и через год оказался в той же армии, что и отец. Шутка ли: в разных подразделениях. Волей судьбы они встретятся: в мае 1943-го в боях за Украину – на Днестровском плацдарме.
Владимир Бородин, ветеран Великой Отечественной войны: «Самый такой момент тяжёлый… Мы вели огонь из орудий, и отец тут на лошадях куда-то помчался. Подъехал, крикнул: “Ты чего тут?” Я говорю: “Огонь ведём”. “Ну, смотри! Давай бей как следует их...” – и помчался! Вот и всё, встреча была моментальная».
В следующий раз отец и сын увидятся лишь в освобождённом Берлине.
Владимир Бородин, ветеран Великой Отечественной войны: «Приезжает, привозит концертный аккордеон – красивый такой был, перламутр, регистров много!»
Вот тот самый аккордеон и тот самый Берлин без фашистов. 2 мая, когда отгремели последние бои, Владимир Бородин забрал эту карту из разрушенного киоска. И спустя 72 года на ней он отыщет место, где водрузили знамя Победы.
Сегодняшний парад для Максима второй. Он знает: волнение уйдёт. Перед миллионами глаз – на трибунах и у телевизоров – курсант будет думать лишь о том, как держать строй. Но чувство гордости, уверен, не забудется никогда.
В его семейном архиве история Великой Отечественной – неизвестная страница. А вот за каждой наградой ветерана – своя история и жизни однополчан. И это то, что невозможно измерить никакими деньгами.
Человек может покинуть армию. Но армия не оставит его никогда. Всю жизнь Владимир Васильевич старался не пропускать фронтовые праздники. И пусть из сослуживцев никого не осталось, он в одиночку будет сражаться с врагами-годами – до последнего. Он и сегодня – по уставу. Рубашка из-под рукава пиджака – точно на полсантиметра. Он выписывает пять газет – знает всё о современном вооружении и новых родах войск. И для ветерана не стоит вопрос, зачем танки в городе?
Владимир Бородин, ветеран Великой Отечественной войны: «Освобождая Беларусь, надеялись, что она в хорошие руки попадёт. А то, что показывается на параде, это говорит о мощи нашего государства, дабы кое-кто из-за рубежа посмотрел, стоит ли обострять отношения с Беларусью. Я думаю, не стоит».
Курсанты сосредоточены, а он весел. Для них – экзамен. У ветерана – праздник. Их ведь так немного осталось – меньше одиннадцати тысяч. Пять лет назад было в три раза больше. Средний возраст победителей приближается к 95! Но на трибунах нет свободных мест. Им, прошедшим дорогами войны в зной и стужу, нипочём капризное лето 2017-го.
День Независимости Беларуси больше 20 лет отмечают точно в день освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков. Белорусы сами так решили на референдуме. И спустя 73 года главное событие этого дня, безусловно, военный парад. Он словно напоминание о цене, которую белорусскому народу пришлось заплатить за свою независимость.
Тысячи пришли увидеть это символичное действо своими глазами. Оно наполнено ритуалами, неизменными из года в год, но всё такими же волнующими. Встреча принимающего парад даёт торжественный старт. Объезд войск – сигнал, что всё в готовности №1. Плечом к плечу, штыком к штыку. У Беларуси есть всё необходимое, чтобы дать отпор любому агрессору, – заявляет Президент. И всё же страна проводит миролюбивую политику, – подчёркивает Главнокомандующий Вооружёнными Силами.
Под звуки гимна не усидят даже те, кому за 90. Как только начинается парад – в их глазах будто зажигаются огоньки. 20 пеших парадных расчётов – это барабанщики Суворовского училища (так называемая фронтовая коробка), впервые в парадном строю территориальные войска, за ними – офицеры и курсанты Военной академии. И, кажется, в море лиц можно встретиться глаза в глаза. Но только на миг. Ведь в параде участвуют почти шесть тысяч человек.
И вот на проспект Машерова выходит техника во главе с легендарным Т-34. Лучший танк Второй мировой. Весь парадный расчёт – почти три километра. В этом году – небывалый размах. Состав увеличен двукратно.
27 расчётов – мощные бронированные машины, зенитные ракетные комплексы, артиллерийские установки и реактивные системы залпового огня. Не вдаваясь в технические нюансы, это всё самое современное не только в стране, но и в мире.
Впервые на параде – беспилотники. В них от идеи до деталей – всё белорусское. А в это время на подлёте – боевая и гражданская авиация. Крылатые машины всего в 150 метрах над головой. Их полёт над восхищёнными зрителями – по 30 секунд, но за штурвалами те, про кого говорят «высший пилотаж».
Любимцы публики – такое звание прочно закрепилось за сводной ротой почётного караула. Причём бойцы сами придумывают элементы шоу. Программа сложнее с каждым годом.
И у парада гражданской техники – новое прочтение. Здесь всё, чем гордится промышленность страны. Гиганты-"БелАЗы", транспорт с приставкой «эко», новые модели белорусско-китайских авто… Всего более сотни машин. И, кажется, в этой категории есть серьёзный претендент на зрительскую любовь – минский трактор. Ему подвластен даже балет.
Как связь поколений – молодёжное шествие. Это красивый и яркий финальный аккорд. Организаторы подсчитали: парад собрал около 250 тысяч человек. За полтора часа они получили такой заряд, который мало с чем сравним.
Александр Суриков, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси: «Вы посмотрите вот на окружение, на местность – вон какое количество людей, которое пришло специально на этот праздник, включающий парад и шествия гражданские! Так вот, нужно или не нужно? Люди и сказали, что нужно!»
Но какая она, современная независимая Беларусь? Смогли бы вы описать её в трёх словах?
Наталья Кочанова, глава Администрации Президента Беларуси: «Гордая, свободная, миролюбивая. Ну, и, конечно, мы трудолюбивая нация – та, которая за столь непродолжительный период в истории создала такую прекрасную страну».
Андрей Кобяков, премьер-министр Беларуси: «Молодая, растущая, красивая. Возможность самим выбрать свой путь развития, самим принимать решения и достигать результатов, прежде всего, успехов – это, по-моему, и есть на самом деле независимость».
Лилия Ананич, министр информации Беларуси: «День Независимости – это суверенитет, справедливость, стабильность, и я добавляю четвёртое слово – развитие».
Ергали Булегенов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана в Беларуси: «Беларусь единая, крепкая, сплочённая и благородная в хорошем смысле».
С минских улиц развеется запах горючего, парадные кители уберут в шкаф, отгремит салют, и город вновь вернётся в рабочий ритм, но в воздухе останется нечто большее – то, что делает из народа – нацию, а из страны – государство.
Подписывайтесь на нас в Telegram