В четверг депутаты Палаты представителей внесли поправки в Административный кодекс. В частности, в него теперь включены нормы, предусматривающие возможность административного ареста за повторное в течение года управление автомобилем без прав. В настоящее время за подобное нарушение накладывается штраф от 20 до 50 базовых величин. Кроме того, сохранилась статья, предполагающая лишение прав за повторное в течение года значительное превышение скорости.
Ещё один важный аспект безопасности движения – техническое состояние автомобиля. Все мы помним страшный случай, произошедший в начале декабря возле торгового центра в Минске, когда грузовик, у которого отказали тормоза, насмерть сбил 11-летнюю девочку. Позже выяснилось, что в последний раз диагностика этого ЗИЛа была проведена в 2015 году, а водитель уже был оштрафован за отсутствие техосмотра.
Эта трагедия заставила нас вновь обратить внимание на исполнение элементарных технических требований. На уходящей неделе сотрудники Госавтоинспекции провели рейд по проверке техосмотра.
На вопрос о том, почему нет техосмотра, Роман отвечает, что машина рабочая! Да, мол, виноват, но что делать, если такая досталась? Его микроавтобус, признаётся, совсем недавно сломался, теперь развозить продукты по магазинам приходится на запасном. Пользуются машиной, уверяет Роман, лишь в случаях крайней необходимости, остальной автопарк работодателя – «с наклейками».
Чтобы подтвердить или опровергнуть впечатляющую статистику, что по дорогам Беларуси ездит более миллиона автомобилей, не прошедших техосмотр, наша съёмочная группа отправилась в рейд. Всего за час проверили около 20 автомобилей. Техосмотра не оказалось… у каждого третьего! У кого-то просрочен всего один месяц, другие спокойно катаются без техосмотра годами. К примеру, этот грузовик – с 2014 года. Транспорт, кстати, находится на балансе госпредприятия. Водители объясняются по-разному: лидируют версии «забыл» и «опоздал». Но некоторые говорят прямо: где взять столько денег?
Автомобилисты сходятся во мнении, что после того, как Минфин привязал техосмотр к дорожному налогу, это стало проблемой. Именно финансовой. Белорусские водители уже четвёртый год в обязательном порядке платят госпошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Без этой квитанции техосмотр не пройти. Многие водители для себя решили, что заплатить штраф – а он начитается от одной базовой в 23 рубля – дешевле. Обязательную процедуру стали игнорировать всё больше. И особого резонанса это не вызывало, пока не произошла трагедия.
В одном из самых многолюдных мест Минска в толпу пешеходов на полном ходу врезается грузовик. Многие не сразу поняли, что произошло. Раздались крики. Под колёса попали сразу несколько человек. На месте погибла 11-летняя девочка, её младшего брата и бабушку, а также ещё двух взрослых срочно госпитализировали. По словам водителя, у автомобиля отказали тормоза.
Водителю грузовика, протаранившего людей, предъявлено обвинение в нарушении правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека. На ветровом стекле автомобиля была наклейка за 2015 год. Техосмотр не проходили два года. Следователи подтверждают и тот факт, что 55-летний водитель уже привлекался за отсутствие техосмотра в этом году.
Именно после этой громкой трагедии заговорили вслух и о реальном количестве автомобилей, которые ездят по белорусским дорогам без соответствующего допуска. Цифра внушительная – почти миллион с четвертью! Это около половины автомобилей, зарегистрированных в Беларуси. В Госавтоинспекции заверили, что контроль на дорогах ужесточили, но это не значит, что за ситуацией не следили до резонансного ДТП.
В «Белтехосмотре» подтверждают, что количество обращений автовладельцев на диагностические станции снижается на 8% каждый год, начиная с 2014 года. Занимает осмотр всего 15 минут. За это время специалисты успевают проверить около 10 пунктов – начиная с внешнего вида и световых приборов, заканчивая дверными замками и тормозной системой автомобиля.
Сергей Чистяков, заместитель начальника филиала предприятия «Белтехосмотр» в Минске и Минской области: «Больше половины несоответствий приходится на тормозные системы. Автовладельцы не могут самостоятельно и объективно оценить состояние своего транспортного средства. Это можно сделать в условиях диагностической станции при помощи специального оборудования и специалистов».
Примечательно, что сознательность водителя формирует в первую очередь опыт. Сергей Суховенко за рулём уже более 35 лет, ни разу не проигнорировал диагностику. Потом дороже выйдет, признаётся мужчина.
Сергей Суховенко, автовладелец: «Прохождение техосмотра обязательно. От этого зависит жизнь водителя, того, кого ты возишь, пешеходов, которые являются участниками дорожного движения».
От этого автомобиля и его владельца зависит практически целый посёлок. На весь Прудец всего три машины. Когда нужны таблетки или хлеб, в церковь кого-то отвезти, все обращаются к Татьяне Ивановне. Автобус, говорят, заезжает раз в неделю, а автолавка 15 минут постояла и уехала. Одна надежда на 75-летнюю пенсионерку, которая за рулём уже полжизни. Но «Жигули» больше четырёх месяцев стоят в гараже. Техосмотр закончился в июле, а на зимнюю резину и дорожный налог денег нет. Вот и приходится теперь ходить пешком за десять километров до ближайшего городского посёлка.
Депутаты уже во всю работают над изменениями. И с 1 января при смене владельца автомобиля не нужно будет заново проходить техосмотр. Знают и об армии сезонных водителей, и о том, что люди не всегда довольны механизмом уплаты госпошлины.
Андрей Рыбак, председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей: «Сегодня предлагается такой вариант: отвязать от вспомогательных процедур, как техосмотр, договор обязательного страхования, сделать этот платёж по заявительному принципу, то есть собираюсь выехать на дорогу, я иду и плачу. Сделать его кратным месяцу».
Депутаты надеются, что новый механизм будет эффективным и не вызовет нареканий со стороны граждан. Но если при этом найдутся те, кто всё равно будет нарушать закон, парламентарии не исключают, что придётся пересмотреть и степень ответственности. Например, повысить штрафы сразу в несколько раз.
Подписывайтесь на нас в Telegram