Тема предстоящих выборов была обозначена новостью о том, что на некоторых участках в Минской и Витебской областях голосование будет проходить с применением прозрачных урн.
Как у всякого начинания, у этого тоже есть свои плюсы и свои минусы. К минусам отнесём то, что дело это довольно хлопотное и затратное. Ведь урн на каждом участке должно быть пять. А стоимость каждой – примерно 100 долларов. Вот и считайте, нужна ли такая нагрузка местному бюджету. Тем не менее, у прозрачных урн есть много сторонников.
Считается, что это один из факторов честного проведения завершающего этапа выборного процесса. Хотя бы потому, что позволяют зафиксировать единовременный вброс большого количества бюллетеней. Это когда особо заинтересованный гражданин запихивает в урну целую пачку бюллетеней за конкретного кандидата. Такое теоретически возможно, поэтому, если прозрачные урны есть, то, конечно, стоит использовать их. Но, вообще-то, лучше бы просто исключить саму возможность вброса. Всем дешевле обойдётся.
Лидия Ермошина, председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов: «Главное не урны для голосования, а то, что в них находится, то есть бюллетени с определённым волеизъявлением».
Эту оценку Лидия Михайловна высказала, находясь в Могилёвской области, где проводила семинар с председателями, заместителями и секретарями территориальных комиссий. Она полагает, что наличие альтернативы для избирателей и равные условия для кандидатов гораздо важнее прозрачных урн и видеокамер на месте голосования.
Лидия Ермошина, председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов: «Кое-где у нас они имеются, но опять же всё это сродни прозрачным урнам. Записи с видеокамер впоследствии даже не могут служить доказательством прозрачности выборов. Видеокамеры дают общий план и фиксируют только явные нарушения. Но под камеры этого не делается никогда».
А вот тут глава Центризбиркома явно недооценивает способностей своих коллег из Союзного государства. Достаточно вспомнить, как проходило голосование на выборах президента Российской федерации в 2012 году. Тогда, если помните, была широко разрекламирована кампания интернет-трансляций с избирательных участков. И один такой участок сейчас перед вами. Тот, что в республике Дагестан. Как видите, ни наличие видеокамеры, ни прямая трансляция в Интернете, ни даже хвалёный электронный КОИБ – комплекс обработки избирательных бюллетеней – никого не пугает. Активисты делают своё дело при полном одобрении участкового избиркома.
Беларусь, конечно, не Дагестан, и здесь подобная ситуация немыслима. Но к нам ведь приезжает большая делегация из стран СНГ. Нельзя же исключать, что эти специалисты по выборам захотят обменяться опытом. Поэтому здесь нужно быть очень внимательными и опираться, прежде всего, на закон, а не на технические новации.
Подписывайтесь на нас в Telegram