Главные белорусские события этой недели имели отношение, прежде всего, к социально-экономической политике.
Во-первых, были скорректированы тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Практически вдвое подешевели подача и отведение воды. А счета за пользование лифтом, услугами уборщика и свет в подъезде теперь привязаны к количеству жильцов и не будут, как раньше, умножаться на квадратные метры.
Во вторых, были определены основные параметры совершенствования пенсионной системы.
Сегодня ей уже 80 лет, из которых 65 – трудовых. Лилия Петровна с трудом находит (нет, не силы), а время для встречи – график очень плотный.
Лилия Батырева, преподаватель Брестского государственного музыкального колледжа им. Г.Ширмы:«Я ложусь в два часа ночи, встаю в полседьмого. А вот сейчас приезжали артисты – я в два легла, а в четыре часа уже такси вызывала, потому что уже без десяти пять приехали москвичи, надо было идти встречать».
Уроки музыки, репетиции, концерты, а ещё нужно подготовить международный фестиваль. 27 лет над Бугом проходят «Январские музыкальные вечера». Сотни известных артистов из Европы, Азии и Северной Америки. Всё это – благодаря идее и стараниям одной дамы.
Лилия Батырева, преподаватель Брестского государственного музыкального колледжа им. Г.Ширмы: «Мне не хочется сидеть дома. Это сугубо индивидуально. Правильно сказал наш Президент, что надо осторожно подходить к этому вопросу. Кто-то не может и в 20 лет работать, а кто-то может в 90».
Это подтверждают и учёные: есть три основных составляющих долголетия. Генетика, сбалансированное здоровое питание и… образ жизни. Первое – дают родители, второе – иногда вопрос наличия денег, а вот за третье каждый ответственен сам.
Первыми «пенсионерами» на планете стали французские моряки в XVII веке. Но массовое и универсальное пенсионное обеспечение заработало лишь в конце XIX столетия. Тогда на пенсию уходили в 50 лет, а пособие складывалось из обязательного страхования работников, их зарплаты и размеров страховых взносов. Практически, всё примерно так, как и сегодня. Кроме одного важного момента: пенсионный возраст в Европе несколько раз повышали.
Вряд ли сегодня кто-то скажет, когда в Беларуси в последний раз повышался пенсионный возраст. А он, оказывается, и не повышался вовсе. В 1932 году в Советском Союзе установили тот самый порог: 60 лет – для мужчин, 55 – для женщин. И вcё это время – 84 года – возраст не меняли. Почему же сейчас его нужно повышать? Оказывается, дело – в демографической ситуации и экономике.
В любой стране нормальным вариантом считается, если число людей, которые вступают в трудоспособный возраст (у нас он начинается с 16 лет), равно тому числу, которые из него выходят. То есть становятся пенсионерами. Происходит, выражаясь спортивной терминологией, естественная замена игрока. Но скамейка запасных у нас с каждым годом, увы, становится короче. Считаем: сейчас на пенсию ежегодно выходят 120 тысяч человек. А рынок труда пополняют лишь сто тысяч. Баланс отрицательный. Но это ещё не самое плохое. Вот прогноз на ближайшие пять лет – ежегодное прибавление пенсионеров – 130 тысяч, а новых работников – всего 80. И это при том, что сегодня в Беларуси каждый четвёртый пенсионер продолжает работать.
Итак, из трёх сценариев, предложенных правительством на совещании у Президента в минувшую пятницу, остановились на «поэтапном». Старт пенсионных изменений назначен на январь 2017 года. Каждый год пенсионный возраст будут увеличивать на полгода. Таким образом, через шесть лет, порог выхода на заслуженный отдых составит 58 лет для женщин и 63 года для мужчин.
Марианна Щёткина, министр труда и социальной защиты Беларуси: «Когда экономический блок стал доказывать более рациональные подходы с точки зрения экономики, то Президент принял волевое решение и сказал, что другие варианты просто не будут рассматриваться. Поэтому вариант, который признан самым приемлемым сегодня на совещании и по результатам обсуждения, – это постепенное повышение».
Из 15 постсоветских стран пенсионный возраст до сих пор не поднимали в Узбекистане и России. В Украине пенсионная реформа коснулась лишь женщин. Вскоре им придётся трудиться до 60 лет. Но там пенсионеров беспокоит, скорее, не возраст, а размер пенсий. Сегодня в эквиваленте они не дотягивают и до 50 долларов. Поэтому в Киеве срочно разрабатывают законопроект о переходе с существующей солидарной системы пенсионного обеспечения к накопительной.
Марианна Онуфрик, эксперт Института социально-экономических исследований (г. Киев): «Если говорить про накопительную систему, то нынешним пенсионерам это не будет большой пользы, но мы должны думать и о работающих людях, которые через пять, через 10-15 лет выйдут на пенсию и они, по прогнозам, будут в более худшем состоянии, чем нынешние пенсионеры, если ничего не делать».
Накопительная система – это когда работник сам формирует свою будущую пенсию. Допустим, отчисляет на счёт определённую сумму и к моменту выхода на пенсию имеет солидные (или не очень – всё зависит от официальных доходов) накопления. Солидарная система работает по-другому. Работники (то есть чьи-то дети и внуки) каждый месяц отчисляют взносы в пенсионный фонд. А из этого общего котла пенсионерам (то есть, отцам и дедам) платят пенсии. У системы есть один существенный недостаток – сбрасываться в «общий котёл» изъявляют желание всё меньше трудящихся. Ведь работают не за одинаковую зарплату, а пенсии почти не отличаются. Но есть и преимущество – копил деньги человек или нет, пенсия у него будет в любом случае. Такая форма лучше всего подходит к определению «социальное государство».
Повышение возраста – процедура в чём-то формальная. Хотя и вызывает определённый резонанс. Но ведь не поспоришь: тот, кто хочет работать, найдёт возможности. Кто не хочет – того и не заставишь. У каждого есть право выбора. Но государство намерено поощрять тех, кто работает, как можно дольше. Люди получают и пенсию, и зарплату. Примерно такой же принцип действует и за океаном. В США пенсия формируется сразу из нескольких источников.
Джеймс Мартин, экономист (г. Нью-Йорк): «Что происходит, когда вы работаете – вы откладываете 7% вашей зарплаты в государственный пенсионный фонд. Это социальное обеспечение. Компания вкладывает ещё 7%. Это 14%, которые вкладываются каждый год».
Есть ещё дополнительные бонусы – пенсионная медицинская страховка и пенсионные доплаты в отдельных штатах и городах. И в США, и в Германии пенсионерами можно стать в 65 лет. А можно трудиться и дальше. Прагматичные немцы давно просчитали: выгоднее работать как можно дольше. Каждый сам кузнец своего материального счастья. И отчасти поэтому многие курорты заполнены немецкими пенсионерами, долгим трудом заработавшими на заслуженный отдых.
Карл-Хайнц Клоке, начальник пресс-службы Немецкого Пенсионного страхования (г.Берлин): «Работодатель выплачивает половину из 18,7% от заработной платы за каждого, кто работает на его предприятии в фонд пенсионной страховки. Остальное выплачивает сам работник. При достижении пенсионного возраста из накопленной суммы будет начислена пенсия. Например, зарплата в год 40 тысяч евро, из этой суммы будет вычтено 18,7% на пенсионную страховку».
Нетрудно подсчитать: например, при зарплате 40 тысяч евро в год отчисления по пенсионной страховке составят 7480 евро. Отработал человек 50 лет, на счету – почти 400 тысяч евро. Пусть эти цифры никого не шокируют – важен принцип. Беларусь в самом начале такого пути, и чтобы поезд поехал по рельсам, нужно было распланировать маршрут. Придёт время, и пенсионный возраст станет не более, чем статистическим показателем. Ну а пока пенсионеры по-прежнему – одна из самых активных групп белорусского общества. И готовы трудиться. Была бы работа! Кстати, выполняя президентское поручение, правительство должно создать до конца года 50 тысяч новых рабочих мест. Для всех.
Подписывайтесь на нас в Telegram