О развитии отдельно взятого (Оршанского района) шла речь на выездном заседании правительства. Регион когда-то был эталонным по многим показателям, а сегодня положение дел оставляет желать лучшего. Поэтому Совет Министров готовит «дорожную карту» по выводу района на принципиально новый уровень. Таково и поручение Президента.
С авиацией Василий Чиркунов связан уже без малого полвека, и 25 лет за штурвалом самолёта. На гражданке, конечно, пришлось спуститься с небес на землю, но с самолётами не попрощался. В Болбасово на Оршанском авиаремонтном заводе винтокрылым машинам даёт вторую жизнь. В ангарах на ремонте сейчас стоит 20 вертолётов. Среди заказчиков компании из 22 стран – от Мексики до Непала.
Василий Чиркунов, заместитель директора Оршанского авиаремонтного завода: «Завод загружен на этот год полностью. На сегодняшний день в Венесуэле закончили ремонт нескольких вертолётов, причём ремонт этот выполняли нашими выездными бригадами, на базе заказчика».
В лучшие годы на авиаремонтном заводе трудилось 1200 человек, сегодня около 600. Но теперь в Оршанском районе создать сто новых рабочих мест обещает крупный логистический оператор, и это только на начальном этапе. Всего же трудоустроят 3 тысячи человек. Транспортники обратили внимание на уникальное географическое расположение Орши, пересечение крупных автомагистралей – М1 и Е95, крупнейший железнодорожный узел, а в Болбасово – взлётно-посадочная полоса, готовая принимать любой самолёт в мире. На территории 200 гектаров возведут склады, офисы, производственные площадки, гостиницу, стоянки.
Василий Дементей, директор ООО «Бремино групп»: «Это мультимодальный комплекс, то есть это площадка, которая объединяет производство, переработку, координацию и взаимодействие автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта, это те новые подходы, которые есть в Германии».
В районе при этом говорят: всё это – лишь возвращение былого величия. Треугольник Орша – Барань – Болбасово в Советском Союзе считался эталонным центром промышленности с мощными предприятиями гражданского и военного назначения. Потом внимание к региону уменьшилось, и вчерашние лидеры устремились к аутсайдерам. Ситуацию нужно исправлять – такая задача поставлена Совету Министров.
«Правительство, выполняя моё поручение, продемонстрирует, как в короткий промежуток времени нужно развивать крупный и очень сложный регион» – это цитата из Послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию. Тогда, в апреле, Александр Лукашенко на примере Оршанского инструментального завода, который в сложном экономическом положении, резюмировал: почему плохо работает предприятие? Потому что им никогда не занимались, оно ведь не в Минске, а там, далеко, на окраине. И в Оршанском районе таких заводов (сложных, но перспективных) не один и не два.
Первая точка остановки правительственной делегации, впрочем, вне экономического «треугольника» – предприятие «Сладкая страна». Филиал фабрики «Витьба» построили возле деревни Липки в 2014-м. Оборудование из Италии и Голландии – мощность до 2700 тонн бисквитных рулетов в год, но завод загружен лишь наполовину.
Совещание по этой проблеме – прямо с колёс правительственного автобуса. Андрей Кобяков замечает: государство вложило немало денег, планы у завода были глобальными, но пока «Сладкая страна» заняла лишь 10% внутреннего рынка. А жалобы на несладкую жизнь из-за российских и украинских конкурентов отметает – просто нужна грамотная маркетинговая стратегия, чтобы продукт был узнаваемым.
Затем премьер пошутит, что приезд делегации и журналистов – уже реклама, продегустирует продукцию и детально изучит производство. Выводы – предприятие работает нормально, но не системно. А если торговые сети отказываются от белорусского по субъективно-проплаченным причинам, будет жёсткий разбор. Но предприятия, да и региональные власти, должны рассчитывать на свои силы, а не ждать помощи из Минска.
Район, путь и всего на две десятые процента, но прирастает в объёме промышленного производства к уровню прошлого года. Растёт и экспорт: за январь-февраль – 9,5 миллионов долларов, причём это без учёта нефтепродуктов. Оршанская продукция успешно конкурирует на рынках девятнадцати стран от Дании до Венесуэлы. Но потенциал региона куда больший, это понимают и топ-менеджеры, и простые люди. И в те минуты, когда Андрей Кобяков едет в Болбасово, здесь о перспективах района рассуждает обычный сотрудник обычного завода – для них, для людей ведь эта модернизация.
Из Орши в Болбасово Александр Березовский ездит каждый день: на местном заводе предложили зарплату больше, чем в крупном городе. Это уже хороший знак для села.
Александр Березовский, приборист Оршанского авиаремонтного завода: «Буквально вчера вечером видел выступление Президента, и как раз он давал задание уделить Орше и Оршанском району должное внимание. Считаю, что это, в принципе, правильно, несмотря на то, что здесь работы проводятся, но, видимо, какая-то помощь нужна. Я думаю, Президент на этом не остановится, и в Орше и Оршанском районе изменения к лучшему будут».
Вчерашнюю встречу Президента с управделами Виктором Шейманом и помощником по общим вопросам Николаем Корбутом сегодня и правда обсуждает, наверное, весь Оршанский район. Александр Лукашенко напомнил о своём требовании – вывести экономику этого региона на образцовый уровень. Об этом же говорил Глава государства в апреле, когда на Пасху посетил город Барань.
И факт, который подчёркивает значимость развития не одного предприятия, а целого района. В цехах авиаремонтного завода Андрей Кобяков сначала слушает доклад не о промышленности, а в целом о развитии Болбасово – занятость населения, уровень зарплат и развитие сферы услуг. Обсуждают даже, казалось бы, незначительные детали.
Но всё же лучше всех помнят те «пасхальные» слова Президента о развитии региона сами жители Барани. Особо внимательно Главу государства слушали на одном из старейших предприятий оборонного сектора. «Техника связи» известна ещё с XIX века, для Барани завод градообразующий. А потому стратегически важный. Сверхпроблемным его назвать нельзя, но импульс в развитии всё же был нужен. И в начале года принято решение усилить кооперацию с гигантами белорусской «оборонки» – «Агатом», «Пеленгом» и другими и заключить контракты на сотрудничество с российскими партнёрами. У властей и вовсе планы долгосрочные.
И, наконец, Орша – вершина экономического треугольника региона. Инвесторы сюда уже идут с удовольствием, как пример – совместное белорусско-итальянское предприятие «Манули Гидравликс Мануфактуринг Бел». Завод специализируется на производстве рукавов гидравлического давления, которые применяются в строительстве и производстве автомобилей. Иностранный капитал плюс белорусские специалисты – таким видят путь развития Орши и в правительстве.
Итоги и многомесячной работы, и сегодняшнего посещения предприятий обсудили на выездном заседании Президиума Совета Министров. И это редкий случай, когда в повестке дня всего один вопрос – развитие Оршанского района и превращение его в центр экономического роста всей Витебской области. Правительство считает, что для этого нужны перекрёстные цели. Развитие промышленности и привлечение бизнеса улучшит социальную сферу. И, наоборот: благодаря развитию социальной отрасли (туризму, сфере услуг) регион станет привлекательным для инвестора.
На заседании отметили: проблемой в районе когда-то было отсутствие работы для людей. А сейчас уровень фактической безработицы – полтора процента. Успеха достигли в основном благодаря сохранению таких градообразующих предприятий в небольших населённых пунктах. А нового этапа модернизации целого региона его жителям следует ждать после принятия комплексного плана по первоочередным мерам по развитию Оршанского района. И времени на раскачку у правительства и местных властей нет. В ближайшее время лично посетить Оршу намерен Александр Лукашенко. К этому времени руководители должны иметь чёткую стратегию развития каждого предприятия.
Подписывайтесь на нас в Telegram