Права беженца не равно права человека? Как в Европе относятся к проблемам мигрантов

Права беженца не равно права человека?  Как в Европе относятся к проблемам мигрантов

Вообще, вся эта история с беженцами – ярчайшая иллюстрация пресловутых двойных европейских стандартов. Например, в Италии судят экс-главу МВД Маттео Сальвини, который два года назад не позволял людям высадиться на острове Лампедуза. Недемократично? Да! Нарушил закон? Да! Но чем это отличается от того, что сейчас происходит на восточной европейской периферии? И ждать ли суда над польскими политиками, которые отдают приказы травить беженцев газом, а также силовиков, которые эти приказы исполняют? Или же это другое?  


Самая большая диаспора курдов, оказавшихся в Европе, проживает в Германии – больше 850 тысяч. В небольшом немецком городе Эссен, на западе страны, они часто проводят время в местном культурном центре. Здесь устраивают собрания, концерты, пьют чай, говорят о политике и, конечно, следят за последними новостями на польской границе. Переживают, волнуются, но не удивляются стремлению своих земляков использовать любую возможность перебраться в Европу. Да, в Сирии, сейчас нет той войны, которая была еще недавно, но и нормальной жизни, по их словам, там не будет еще очень долго.

Историю курдов, которые сегодня составляют приличную часть беженцев с Ближнего Востока, журналисты наперебой упоминают в статьях и репортажах. Это древний народ, численностью около 40 миллионов человек, который живет в Турции, Ираке, Иране и Сирии, имеет свой язык, культуру, традиции и стремится превратить свои автономии в полноценное государство. Этот нюанс мировые политики до сих пор используют в своих целях. Американцы, к примеру, в борьбе с ИГИЛ делали ставку на сирийских курдов, финансируя и вооружая повстанцев, пока Турция не потребовала прекратить эти игры, опасаясь роста сепаратистских настроений. Вашингтон не стал портить отношения с Анкарой и, как считают многие политологи, просто предал надежды своих подопечных. Как и в современном Афганистане после вывода американских войск, курды на своих территориях остались буквально зажаты со всех сторон.  

Побег в Европу, говорят они, – это по-прежнему самый популярный план у многих молодых людей из их региона. Самые опасные – южные морские каналы. Недавно береговая охрана Испании недалеко от Канарских островов перехватила два судна, на борту которых находилось почти 100 человек. Восемь из них погибли, а еще трое были доставлены в больницы в критическом состоянии. По данным испанской полиции, к этому моменту на Канарский архипелаг по морю пробрались более 13 тысяч мигрантов, это в два раза больше, чем в прошлом году.  

Несмотря на попытки закрыть так называемый балканский маршрут, переброски по нему все еще фиксируют, и вот новый путь – через Беларусь. Немецкие журналисты на этой неделе, опираясь на утечку закрытых документов из Еврокомиссии, выяснили, что европейские спецслужбы арестовали целую группу людей, которые были вовлечены в этот траффик на территории Германии и Польши, и практически все они имеют европейскую прописку.   

По подсчетам немецкой полиции, приток беженцев с польского направления сейчас в 10 раз превышает показатели минувшего года. До середины лета спецслужбы ФРГ зафиксировали всего 26 нелегалов, в августе – уже почти 500, а только в первой половине октября – больше двух тысяч. То есть схема отлажена, причины миграции с Ближнего Востока известны, возможность принять беженцев у стран ЕС есть, и многие европейские правозащитники стали открыто говорить, что на польской границе запахло политикой. Варшава не допускает в приграничную зону ни журналистов, ни волонтеров. Увидеть, что происходит там на самом деле, не могут даже немецкие депутаты, которые предприняли на этой неделе несколько попыток пробраться к границе.  

Не делить беженцев на плохих и хороших. Такой призыв громко прозвучал на этой неделе в Европейском парламенте. Верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди напомнил евродепутатам принципы Организации Объединенных Наций – обращение с людьми, которые просят помощи, должно быть одинаково гуманным в любой части мира, на любой границе.  

Филиппо Гранди, Верховный комиссар ООН по делам беженцев: «Глядя на более широкую картину в Европе, эти проблемы просто не оправдывают реакцию, которую мы наблюдали в некоторых местах. Безответственный, ксенофобский дискурс, стены и колючая проволока, жестокие репрессии, которые включают избиение беженцев и мигрантов. Попытки уклониться от обязательств по предоставлению убежища, заплатив другим государствам за то, чтобы они взяли на себя собственные обязанности. Европейский союз – союз, основанный на верховенстве права, должен и может действовать лучше и в вопросах верховенства права продолжать быть примером для других».

Но пока сложно подсчитать, каких примеров обращения с беженцами, хороших или плохих, в Европе больше. Добраться до заветного миграционного центра вовсе не значит стать счастливым. У этих людей, которые многие годы живут в Бельгии, до сих пор, к примеру, нет официальных документов. Они живут и работают нелегально, не платят налоги и не могут рассчитывать на социальную защиту. Попытки договориться с местными чиновниками проваливались, даже массовая голодовка в одном из городских храмов так ни к чему и не привела.  

Проблемы беженцев – это проблемы нашего общества, говорят активисты, которые практически каждую неделю в разных форматах и в разных местах ЕС проводят специальные акции.  

Поддержать людей без бумажек, то есть без всяких, прав собрались десятки бельгийских общественных организаций, которые громким маршем прошли по центру европейской столицы. На плакатах и локальные просьбы помочь просителям с документами и глобальные – к примеру, поменять политику Frontex, общеевропейской пограничной службы, которая, по мнению протестующих, превращается в силовую структуру, массово нарушающую права человека.  

Права беженца – это права человека, а люди на границах это следствие европейской политики – об этом речевки этих активистов. Лондон стал первым городом Европы, где перед посольством Польши прошла акция в поддержку застрявших на границе людей. Участники потребовали, чтобы польские власти прекратили насилие и дали просителям возможность попасть в Германию, напомнив об уголовной ответственности за преступления против человечности, от которой могут не спасти даже высокие правительственные должности. Показательный судебный процесс начался в Италии, где обвинения предъявили бывшему министру внутренних дел Маттео Сальвини, который в 2019 году распорядился не принимать очередное судно с беженцами. 147 человек 19 дней находились на палубе спасательного корабля без возможности сойти на берег. Теперь экс-министру грозит до 15 лет тюрьмы.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Руслан Поддубский
География:
Европа