Пояс добрососедства

​Вильнюс, по крайней мере, культурный до октября вновь стал белорусским. В столице Литвы проходят Дни культуры нашей республики. Не обошлось без сенсации.

Вильнюс, по крайней мере, культурный до октября вновь стал белорусским. В столице Литвы проходят Дни культуры нашей республики. Не обошлось без сенсации.

Впервые за пределы Беларуси вывезен скандально знаменитый пояс Витовта, который входит в небольшой перечень предметов с категорией ценности – номер один. То есть международного значения. И вот впервые такой предмет покидает страну. Как надолго и под чьи гарантии?

Вильнюс, по крайней мере, культурный, до октября вновь стал белорусским. В столице Литвы проходят Дни культуры нашей республики. Не обошлось без сенсации. Впервые за пределы Беларуси вывезен скандально знаменитый пояс Витовта, который входит в небольшой перечень предметов с категорией ценности №1. То есть международного значения. И вот впервые такой предмет покидает страну. Как надолго и под чьи гарантии?

«Так далікатна спацыруюць і не гавораць, а варкуюць!» – писал Якуб Колас о былом Вильно. Здесь сегодня люди встречаются у «дирижёра». Сленг, впрочем, недалёк от истины. Он действительно управлял. Только не оркестром – страной. Лет этак 700 назад великий князь Гедимин (дед Витовта) создал свой «пояс» из замков в Лиде, Крево, современном Вильнюсе.

Шарунас Бирутис, министр культуры Литвы: «Сейчас мы показываем пример, что культурные вещи не имеют границ и не имеют таких "противоречий"».

Дворец правителей (самый «великий» среди них, конечно, Витовт) воссоздан в 2009 году, к тысячелетию летописной Литвы. Около деревни Литва под Молодечно найден до сих пор «загадочный» пояс. С 30-ых годов XIV века (данные археологов) аксессуар не покидал земли белорусской. Став сегодня реликвией, равной утерянному кресту Ефросиньи Полоцкой.

Александр Яцко, заместитель министра культуры Беларуси: «Это существенная составляющая в нашей культуре. Может быть, и вторая по величине. Были приложены договор с музеем и гарантии».

Вернуть в целости и в срок (до 12 июля) ручался лично глава минкульта Литвы. Это уже сравнивают с поступком знаменитой коллеги Екатерины Фурцевой. Она 40 лет назад (к слову, тоже в апреле) под «честное слово» привезла в СССР «Мону Лизу». Сегодня впервые в истории за пределами Беларуси – ценность категории «один». То есть международного значения (в стране их всего-то 40).

Видас Долинскас, директор Национального музея «Дворец великих князей литовских»: «Эта выставка продлится где-то три месяца, так что 40-50 тысяч посетителей точно будет. Примерно так, как было со шкатулкой Ядвиги Ягеллонки, которую мы имели из Эрмитажа».

11 пластин окутаны легендами… И скандалами. Обнаружили серебряный набор в начале 90-ых «чёрные копатели». Предлагали государству. Но тогда средств у молодой республики не было. Средневековое украшение ушло в частные руки. Окончательно судьбу уникального памятника торевтики (искусства чеканки) в 2006 году решил Верховный суд. Ныне так называемый «Пояс Витовта» – раритет главного музея Беларуси.

Алеся Арабей, заведующая отделом Национального исторического музея Беларуси: «Сейчас мы в принципе можем говорить более или менее точно о том, что это конец XIV-первая треть XVвеков. Обычно мы указываем место находки. Потому что о месте изготовления всё-таки письменных источников, освещающих тот период, нет».

Впервые в Вильнюсе экспликация к выставке гласит: «сделан в Кафе (современная Феодосия, Крым)». За атрибуцию отвечали эксперты Эрмитажа. Они изучили узоры Пояса. Мол, вполне татарские. Спорным остаётся владельческий вопрос. Часть учёных считают гарнитур подарком хана Хаджи-Гирея великому князю Витовту. В любом случае, это неплохой пиар-ход. Вроде всемирно знаменитого «Золота Приама».

Гинтаутас Стришка, руководитель Центра научных исследований Национального музея «Дворец великих князей литовских»: «Аутентичные стены немножко консервированы и остались такими, какими мы их нашли во время археологических раскопок. Новое здание, как бы «повешено» на фундаменты, которые есть за замком».

На полное воссоздание вильнюсского аналога московского Кремля нужен ещё век – шутят в музее. «Собирают камни» с 2002 года, а на самом деле с 80-ых. На объекте выявлено свыше 300 тысяч артефактов, одинаково ценных двум народам былого Великого княжества. К примеру, динарий эпохи Витовта – менее двух сантиметров. Вторая такая монета конца XIV века сегодня есть лишь в историческом музее Беларуси.

Видас Долинскас, директор Национального музея «Дворец великих князей литовских»: «В нашем музее это первый проект, но в Минске в 2012 году была наша выставка. Имеем уже несколько договоров: и с Гродно, и с Несвижем, и с Миром».

Сам же Дворец правителей напрямую связан с самым титулованным призраком Беларуси – «Чёрной Панной». Тут впервые встретились Барбара Радзивилл и великий князь Жигимонт Август. Их роман достоин пера Шекспира. С тех пор, середины XVIвека, порталы из песчаника. Кстати, материал для этого добывали в селении Быстрица недалеко от Ошмян. Дорога на Вильнюс – уж очень «нашу» заграницу – детально описана в «Новай Зямлі».

«За што плаціць? Пустая справа… Але ж ізноў – зірнуць цікава, як там з гары ўсё выглядае». Героям Якуба Коласа подъём обошёлся в 6 копеек. Сегодня для этого необходимо полтора евро. По конструкции фуникулёр напоминает лифт. Только движется под углом 180 градусов. На всё про всё 20 секунд. «Сябры на верх гары ўзняліся, аж упацелі, засапліся». Сейчас, как понимаете, это куда проще. Отсюда открывается самая открыточная панорама, говорят, видно километров на 30.

У подножия горы Гедимина хранитель фуникулёра был удивлён, что сто лет назад нужно было платить даже за проход своими ногами. У литовцев будет возможность перечитать главы национального эпоса соседей. «Дзядька ў Вільні» – формат будущей выставки в Пушкинском музее Вильнюса. С высоты 142 метра замечаем некогда зимний дворец Тышкевичей. Не поленитесь, зайдите.

Сигитас Нарбутас, директор библиотеки Академии наук Литвы: «Этот документ, датируемый XI веком, – малая оставшаяся часть – всего 10 листов. Они были отреставрированы ещё перед Второй мировой войной. Потому что были найдены в очень плачевном состоянии. Мы, оценив, смогли сделать цифровую копию».

Из спецхрана библиотеки – Туровское Евангелие – один из древнейших памятников славянской письменности. «Благая весть» хранится тут с конца XIX века. В XXIк фолианту наши умы добавили факсимиле. Презентация издания – часть самых масштабных Дней белорусской культуры. Размах проекта – а-ля классические «Русские сезоны».

Шарунас Бирутис, министр культуры Литвы: «От Москвы до Парижа гораздо дальше путь, чем здесь. Так что, я думаю, очень хорошая мысль».

С апреля по октябрь: на экранах – нашумевший в Каннах фильм «В тумане» по Василю Быкову, на сценах – премьера мюзикла «Софья Гольшанская» музыкального театра Минска. Не за горой и 250-летие Михала Огинского, автора «Полонеза» – любимого по обе стороны межи.

Александр Король, Чрезвычайный и Полномочный посол Беларуси в Литве: «Мы разрешение на проведение Дней культуры не получаем. Потому что их уже ждут в Литве. Знаковым событием была выставка «Белорусские художники Парижской школы», которые получили первое образование в Вильнюсе».

Дважды Витовт (это при нём единая страна была «от моря до моря») пытался стать королём, дважды ему мешали. Два года назад Литва всё-таки обрела Короля – это фамилия главы белорусской дипмиссии. Хочется верить, что представленный впервые Пояс вновь свяжет официальные Минск и Вильнюс во всех сферах.

Подписывайтесь на нас в Telegram