Порядок или порядки?

На земле должен быть идеальный порядок. Эту фразу от Президента все слышали не раз. Некоторые чиновники уже усматривают в ней плохую примету. Всем ведь известно, что кадровые решения Александр Лукашенко иногда принимает быстро.

На земле должен быть идеальный порядок. Эту фразу от Президента все слышали не раз. Некоторые чиновники уже усматривают в ней плохую примету. Всем ведь известно, что кадровые решения Александр Лукашенко иногда принимает быстро.

21 мая 2015 года Александр Лукашенко обратил внимание на то, в каком плачевном, а иногда аварийном состоянии находятся некоторые хозяйственные и жилые постройки, и дал жёсткое распоряжение местным руководителям навести порядок. Те приняли к исполнению. Как идёт выполнение президентского задания и с какими трудностями приходится сталкиваться как исполнителям, так и контролёрам?

Несколько ветхих покосившихся домов, борщевик в два человеческих роста и груды мусора в кустах. Последний житель покинул эту местность 10 лет назад (см. видео – прим. ред.). Старушка переехала в Россию к дочери, а спустя три года умерла. Здесь уже давно нет даже указателя. А скоро деревня Пнивода и вовсе исчезнет с карты Беларуси. Сюда уже давно надо было пригнать экскаватор и сравнять всё с землей – дополнительные 7-8 гектаров пашни в хозяйстве не лишние. Это по уму, но по закону местные власти не имеют права даже дерево спилить, пока не найдут всех наследников и не получат от них «отказные». На поиски, переписку и суды ушло два года.

Ирина Кисляк, председатель Копыльского районного Совета депутатов: «У нас есть очень нехорошие примеры, когда три года назад у нас в Копыльском районе один дом прошёл по суду, был признан пустующим. Мы его снесли, но потом появился наследник, который заявил, что не хотел сносить этот дом, и Верховный суд отменил решение районного суда, пришлось заплатить 45 миллионов рублей. Ни налоги, ничего не оплачивалось, и когда давались объявления в газету, заносилось в регистр это всё и проходили документы по суду, наследников не было, а потом он объявился. Получается, что человек просто заработал на других людях».

Оформлять такие дома в собственность наследники не спешат – придётся платить налоги и самостоятельно ремонтировать или сносить ветхое строение. Дворы зарастают бурьяном, а соседи строчат жалобы в исполкомы – мол, там и змеи, и собаки, и всякие асоциальные элементы. А не дай Бог пожар?

Николай Гончарик, житель деревни Лисково: «Паўцякалі ў горад, не хочуць у колхозе работаць. Ніхто не прыязжае. Касілка скосiць, а там далей бур’ян. Расце, ды і ўсе».

Ближайших соседей у Николая Фёдоровича уже не осталось: старики умерли, их дети перебрались в город. Наблюдая за сносом очередного дома, 90-летний ветеран едва не плачет. Жалко, деревня постепенно пустеет, но и выхода другого нет: земли пропадают, да и опасно такое соседство, особенно летом, когда приезжают внуки и правнуки.

Договориться полюбовно с наследниками у сельсоветов получается далеко не всегда. В Клецком районе, который считается образцовым в области по наведению порядка, пошли по иному пути: здесь изымают землю, остаётся лишь та, на которой стоит дом. За последние 10 лет ввели в сельхозоборот почти 1 200 гектаров земли. А дома посреди кукурузного поля в районе уже ни для кого не в новинку.

Геннадий Соловей, председатель Клецкого райисполкома: «Вопрос в том, что нет ответственности у таких домовладельцев, которые не вступили в наследство».

Ирина Кисляк, председатель Копыльского районного Совета депутатов: «И всю ответственность перекладывают на Советы депутатов, на местную власть, чтобы она принимала решение и убирала всё, что они не хотят делать сами. Ну, и, конечно же, я считаю, что если человек не платит налоги ни за сооружение, ни за землю, то, естественно, надо тут же принимать решения и забирать всё это, чтоб оно не числилось. Раз не платит, значит, дом не его».

В прошлом году только Минская область ввела в сельхозоборот почти на 200 тысяч гектаров. Наведение порядка на земле, рациональное её использование – это личное поручение Президента губернаторам. Не секрет, что столичный регион всегда был на особом контроле. За последние два года здесь проделана большая работа не только по сносу ветхих и заброшенных домом, но и сельхозпостроек.

Сейчас чисто поле, а ещё несколько месяцев назад здесь была старая аварийная ферма (см. видео – прим. ред.). Здание разобрали, деревянные конструкции пошли на дрова, бетонные блоки измельчили и использовали как подсыпку при строительстве загонов для молодняка.

Николай Гуринович, директор сельхозпредприятия «Мажа-Агро» Копыльского района: «Как видите, сделали около четырёх гектаров. Сейчас посеем озимые на зелёный корм, эту площадочку, а весною уберём зелёный корм и всё постараемся полностью к этим полям присоединить».

Реконструкция этой молочной фермы в Логойском районе (см. видео – прим. ред.) позволит расширить сельхозугодья на пять гектаров. Два здания реконструируют, два – под снос, на их месте построят новые – более компактно.

Иван Дорошкевич, председатель сельхозпредприятия «СНБ-Агро» Логойского района: «Вот одно здание рядом его уже разобрали. Плиты лежат, остальные стройматериалы пошли на основание сенажных траншей, чтобы было меньше возить камней. Вот эти плиты, которые мы разобрали, пойдут для ремонта забора мехмастерской. Они будут нормально установлены. И здесь было одно здание, тоже мы его разобрали. На его месте строится сенажная траншея.

Хоть и говорят: ломать не строить, но удовольствие это не из дешёвых. Демонтаж одной такой фермы стоит более полумиллиарда рублей – это если по всем правилам: с проектной документацией, вывозом и захоронением отходов. А что если у хозяйства нет таких денег? И нет времени ждать пока они появятся?

Анатолий Гончар, заместитель председателя Крупского райисполкома: «Вы видели с обратной стороны аварийную ситуацию? Скажите, её не разбирать сейчас? Вот эта площадка – она наклонена. Скажите, если сейчас не принять меры и не снять эти плиты, они сейчас рухнут. А где сегодня гарантия, что здесь не будет работать человек?»

Эти вопросы адресованы инспектору природоохранного ведомства. По данным контролёров, из 82 снесённых в Крупском районе обветшалых зданий сельхозназначения по всем правилам ликвидированы единицы. Нарушителям грозят серьёзные штрафы. Руководители сельхозпредприятий лишь разводят руками – правил столько, что гораздо выгоднее вовсе ничего не делать.

Иван Липницкий, председатель Минского областного совета депутатов: «Эти правила, когда смотришь по сносу правила Министерства архитектуры и строительства, Министерства природы и Комитета госконтроля – они разнятся. В практической отработке мы увидели, что нет слаженности в законах. И выполняя один закон, ты нарушаешь другой закон другого ведомства. Человек сделал доброе дело, навёл порядок, но какую-то запятую не выполнил. Оказали бы помощь в процессе этого. Ну, по крайней мере, как сейчас встаёт вопрос о том, чтобы провести рекультивацию земель, мы захороним на пять метров глубиной, и это только через тысячелетие может подойти вверх. А за это тысячелетие здесь можно вырастить массу урожая».

Игорь Качановский, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды: «Я не вижу, что есть расхождения. Может быть, отдельными инспекторами закон трактуется не полностью, есть момент толкования непосредственно Технического кодекса установившей практики. Это правило обращения со строительными отходами – где допускается захоронение строительных отходов, использование их для рекультивации карьеров и иных полостей, искусственно созданных. Но при условии, что проектной документации на рекультивацию таких карьеров предусмотрено использование таких отходов. Вот обычно читают первую часть, что допускается захоронение отходов, но не читают вторую».

Ещё один аргумент Минприроды против нелегальных захоронений строительного мусора – со временем они превращаются в стихийные свалки. Впрочем, на борьбу с бытовыми отходами в Минской области брошены немалые силы и средства. Особенно в 50-километровой зоне от столицы, где больше всего дачников и туристов. В большинстве деревень и садовых товариществ оборудовали специальные площадки с контейнерами. Местных жителей пусть и с трудом, но удаётся приучать к порядку, на приезжих охотятся с помощью фотоловушек .

Пётр Вабищевич, председатель Логойского районного Совета депутатов: «У нас в этом году в районе приобретено две видеокамеры, которые вывешиваются в таких злачных местах, где у нас были проблемы, и уже порядка 26 административных протоколов составлено. “Штрафы большие?” Штрафы до восьми базовых где-то выходит».

И это минимальный, при повторном нарушении и вовсе до 50 базовых величин – 9 миллионов рублей. С другой стороны, цена вопроса – всего около 20 тысяч рублей в месяц: за эти деньги раз в неделю к дачному кооперативу или садовому товариществу будет приезжать машина по вывозу мусора. Но есть и те, кто предпочитает не платить ничего. И тогда в мусорные свалки превращаются близлежащие овраги и автобусные остановки. А в этом случае коммунальной проблемой вынуждены заниматься ещё и дорожные службы.

Для того чтобы получить информацию непосредственно от того, кто отвечает за исполнение президентского распоряжения, в студию «Контуров» приглашён руководитель Минской области Семён Шапиро.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram