«Пороховая бочка»: политолог о ситуации вокруг Сербии и Косово

Кто разжигает ситуацию вокруг пороховой бочки Европы в надежде нагреть руки в холодные времена и чего ждать остальным?

Время таково, что искусство «слушать и слышать», «говорить и договариваться» – уже не дня всех. И дипломатические провалы ставят и сами страны, и их союзы, и всех соседей на очень опасную грань. И к сожалению, несостоятельная дипломатия Евросоюза делает это часто. По их безволию и по воле США. Вот и на Балканах – очередной виток эскалации. Кто разжигает ситуацию вокруг пороховой бочки Европы в надежде нагреть руки в холодные времена? И чего ждать всем остальным? Рассуждает наш политический обозреватель Глеб Лавров.

Неделю мир, почти не ведая того сам, балансировал на грани еще одного полноформатного кризиса с опосредованным, а, может, и непосредственным участием почти всех ведущих игроков. Ну, то есть и Вашингтон, и Брюссель, Берлин, Париж, Приштина и вся албанская администрация Косово, косовские сербы и Белград, и Москва, и Пекин оказались опять в шаге от конфликта... А в центре была Северная Косовска-Митровица – даже не целый город. А часть города с населением в 20 тысяч человек, казалось бы, всего. Но и даже сейчас от края бездны, за которым непонятно что, там никем не сделано ни шагу назад.

В конце того века на Балканах была война. И Запад решил вернуть мир. Бомбами. В населенный и сербами, и албанцами исторический край Косово тоже. Тогда на север края, поближе к своим, но на деле из сердца Сербии, бежали люди. Преподаватели университета Приштины, врачи больниц. Так Косовска-Митровица стала последним прибежищем. И знаком. Что Косово – это Сербия. Все еще. Их преследовали и притесняли. Косовары-албанцы. За которыми стояли натовские так называемые миротворцы и НАТО, и Штаты.

Потом была неоднозначная резолюция Совбеза ООН 1244. И конфликт был вроде бы заморожен. Но Штаты и часть Запада по факту инициировали в 2008-м провозглашение независимости Косово. С тех пор сербов вытесняли за край понемногу. Бегите или становитесь по документам косоварами. А де-факто албанцами. И это при том, что Косово не признали даже ряд стран ЕС. Куда Косово, как и Сербию, Евросоюз когда-нибудь, в теории, говорил, что готов принять.

Но в августе, после визита представителей албанской администрации в Вашингтон, на ковер к главному по американской дипломатии – Блинкену, все изменилось. И то, что это – совпадение, не думает и не верит никто. И Приштина пошла ва-банк. Потребовала от сербов сменить документы и автономера на косовские. Непризнанные, но якобы независимые. И точно не сербские. И пообещала ответить неповиновению силой. Но тогда – обошлось.

Вашингтон тогда одернул поводок. Но длина поводка заканчивается, как и всё. И на неделе в сербские районы Косово, в ту самую Митровицу, на ее север, был заброшен албанский спецназ. И начались аресты. И албанцы вломились в здание одного из сербских муниципалитетов. И объявили, что провели там выборы и… утвердили новую местную власть. Там. А сербы? Косовские сербы начали перегораживать дороги. И возводить баррикады.

Ана Брнабич, премьер-министр Сербии: «Каждый день – новая их провокация. Теперь, вооруженные до зубов, они вошли в Косовску Митровицу. Ворвались в здание муниципалитета. Они пытаются спровоцировать сербов, дестабилизируют ситуацию. И всё, что они, албанцы, делают, всё противоречит Брюссельскому соглашению». 

И вот Белград, в полном соответствии с брюссельскими соглашениями, потребовал разрешить ему ввести свои силы. Для защиты своих! Потому что натовские миротворцы, как по команде, как на стыке веков, стали защищать отнюдь не мирное население, а посланцев Приштины. А Брюссель в ответ…

Жозеп Боррель, верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности: «С августа мы попали в порочный круг конфронтаций и реакций. Которые обострились в последние дни, спровоцировав серьезные инциденты в области безопасности. Включая нападение на европейских силовиков и косовскую полицию, баррикады, блокирование дорог, и вооруженных людей, бродящих по улицам. Это не то, что мы готовы принять».

Зато в ЕС, конечно, готовы принять и разыграть очень специфическую роль и в этой постановке, давно, если не с самого начала, задуманной США.

И нет, дипломатическим способностям Евросоюза уже никто не верит. И да, албанская администрация готова обострять ситуацию далее. И нет, у России и КНР нет возможности, в случае чего, помочь Сербии быстро. И да, Сербия сегодня зависит от Запада. И США в состоянии выбирать. Надавят через албанцев на сербов Косово – значит, и на Белград, Москву и Пекин. А если ситуация с пороховой бочкой Европы, как зовут Балканы, сдетонирует – что ж. Плевать на Евросоюз, как сказала однажды одна Нуланд из Госдепа. Тогда, в Киеве. Жертвовать союзниками, даже евросоюзниками, а уж тем более подручными албанцами, а уж тем лучше врагами – Штатам к этому не привыкать. И потому Сербия говорит со Штатами. Напрямую. Но готовит и обращение в Совбез ООН.

Сербия будет ждать ответа Совбеза. И разрешения отправить силы для охраны сербов Северной Митровицы. Тамошние сербы ждут на баррикадах. Албанцы ждут оружия. На границе Болгарии и Македонии пока стоят 11 грузовиков. ЕС покорно ждет США. А США… они могут пока позволить себе подождать. В вопросе Косово. Пока мир, почти не ведая того сам, вот уже неделю балансирует на грани еще одного кризиса с возможным участием почти всех ведущих игроков. В ожидании. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Глеб Лавров
География:
Косово Сербия