Само собой разумеющееся – эффективная евразийская интеграция возможна при стабильности и предсказуемости партнёров, чего мы им искренне желаем.
Но вот как раз здесь, сказать прямо, не без проблем. Финансово-экономические сложности в России зацепили и Беларусь. Зацепили болезненно. Что уж говорить о ситуации у самих россиян.
Экс-министр финансов, а ныне глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин публично упрекнул власти в том, что объявленные антикризисные меры способны не решить, а усугубить проблемы в российской экономике. Мол, падение валового внутреннего продукта и стагнация, которая последует за этим, могут растянуться на долгие годы. Кудрин призвал отказаться от завышенных обещаний и принять «демонстративные» меры, которые бы вернули доверие бизнеса к экономической политике правительства.
Одним из таких шагов, как ни странно, стала неожиданная PR-кампания марки «Вятский квас». На недавней пресс-конференции президент Путин после незапланированного вопроса пообещал разобраться с проблемами российских производителей и торговых сетей. Теперь «Вятский квас» в регионах бьёт по продажам «Кока-Колу». Но является ли это следствием того, что до властей достучались альтернативные экономисты? И вообще, есть ли у политической элиты России ответы на извечные русские вопросы? На первый «Кто виноват?» ответят правоохранительные органы. Им уже поручили разобраться в причинах рублевого обвала. Ну а со вторым «Что делать?» будет, пожалуй, сложнее.
Почти 20 лет в России идут разговоры о том, что необходимо «слезть с нефтяной иглы» и диверсифицировать экономику. Однако до сих пор более 60% бюджета страны так и формируется за счёт доходов от экспорта нефти. Эйфория от того, что труба будет работать за всех долго и стабильно, меняется на настороженное восприятие оценок агентства Fitch: рейтинг России снижается до так называемого мусорного.
Алексей Кудрин, глава Комитета гражданских инициатив: «Я прогнозирую ухудшение рейтинга России в 2015 году. Слава Богу, что это не произошло в конце года. Меняя инвестиционный рейтинг на мусорный, агентство фактически заявляет: “С этой страной работать на обычных, цивилизованных условиях нельзя. Любые инвестиции в эту страну вы должны взвешивать в 7 раз дольше, чем в обычной ситуации”».
Самое любимое в России сейчас мнение, конечно, конспирологическое – о том, что хозяева американского пирога, не без помощи европейцев, хотят полностью захватить российский рынок. Вначале ослабить его, а потом поделить между собой. Этот внешний фактор напрочь, конечно, не отрицает ни проправительственная, ни либеральная часть общества. Но есть суждения о том, что российская экономика скатилась бы в минус и без иностранных приправ.
Министерство экономики России уже заявило о готовности к финансовой диете. Анонсировано снижение государственных расходов, на весь следующий год заморожена индексация зарплат чиновников и сотрудников госаппарата. Бизнесу обещана поддержка из Фонда национального благосостояния. Кое-кто её уже получил. Например, такие госкорпорации, как «Газпром» и «Роснефть». Последнюю обвиняли в причастности к падению рубля. Дескать, кредит в 625 миллиардов, полученный из стабилизационного фонда, компания сразу же выставила на валютный аукцион, чем спровоцировала обвал рынка. Обстоятельства обвала в так называемый чёрный вторник, 16 декабря 2014 года, когда курс евро превысил отметку 100 российских рублей, а доллар поднялся выше 80 рублей, сейчас выясняет межведомственная комиссия, в которую вошли представители Генпрокуратуры, ФСБ, Росфиннадзора и Центробанка.
Андрей Илларионов, старший научный сотрудник Института Катона (США), советник президента России в 2000-2005 годы: «Так всегда было: власти помогают только своим друзьям, крупнейшим компаниям, на это тратятся гигантские средства, в том числе из резервного фонда. Эта политика будет продолжаться, в данном случае они слышат голос, но они слышат голос своих друзей, а не голос бизнеса».
А бизнес, похоже, этот голос уже сорвал. Увеличенная Центробанком до 17% ставка рефинансирования осложнила кредитование, а значит, относительно вольное распоряжение деньгами. По статистике, реально наполняют бюджет в основном региональные предприятия. Одни из причин – они реже выводят деньги за границу, им недоступны оффшоры. Но в России пока другое приоритетное меню: спасение госкорпораций и банков. Ни слова, например, о возможном обнулении налоговой нагрузки или хотя бы о реальном открытии доступа собственным производителям к внутреннему рынку. Где, кстати, до сих пор, даже в условиях контрсанкций, действуют непреодолимые административные барьеры.
После этого «хорошо» о «Вятском квасе» заговорила вся Россия. Если опустить шутки в адрес журналиста, задавшего вопрос Путину во время пресс-конференции, становится яснее серьёзная проблема. О которой, кстати, уже давно говорят и белорусские производители. Трудности со входом в крупные федеральные и региональные торговые сети порой непреодолимы. И оказывается, с ними сталкиваются не только партнёры России по Евразийскому экономическому союзу, но и собственные предприятия. Правда, «Вятский квас» после такой рекламы в меню россиян, наверное, будет включён. Крупнейшая торговая сеть «Ашан», попробовала бы она поступить по-другому, начала с предприятием переговоры о поставках. В регионах квас бьёт по продажам даже «Колу». Квасной патриотизм, в отличие от рубля, пока стараются оставить «неразменным».
Александр Кнобель, директор Центра международной торговли: «Патриотизм к собственным товарам вырастает, когда собственные товары становятся дешевле иностранных и, желательно, с не худшим качеством. Поэтому в случае с вятским квасом, помимо, конечно, PR-эффекта, существенно произошло некоторое удешевление относительно конкурирующей продукции. Это такой пример точечного, небольшого импортозамещения, проблема в том, что не по всем товарам это импортозамещение можно провести в ближайшее время».
Сказ о том, как «Вятский квас» Россию спас, в этом году стал самым популярным интернет-мемом. Вместе с #Крымнаш и #Намкрыш #Крымнаш – это обо всём, связанном с русским миром, духовными скрепами и критикой Запада. Например, когда в России произносят слово «импортозамещение», всем вроде как понятно – производить то же и такого же качества, как всё, что покупается сейчас за рубежом. Только, как оказалось, производить пока не на чем, а теперь и не на что. 50% в снижении рубля, по мнению некоторых аналитиков, это доля не вовремя принятых правительством антикризисных мер, да ещё неподготовленность российской экономики к импортозамещению и переходу на несырьевую модель. А также – отсутствие координации действий с партнёрами по интеграции. Ведь, чего скрывать, Россия – самый богатый партнёр, по сути, инвестор – в Евразийском экономическом союзе, и её финансовое состояние обязательно затрагивает остальных участников объединения. Однако цель, к которой идут 140 миллионов россиян, до сих пор неясна. Это уже ближе к тому, о чём пишут #Намкрыш.
Андрей Илларионов, старший научный сотрудник Института Катона (США), советник президента России в 2000-2005 годы: «Падение курса национальной валюты уже состоялось вдвое, но это не предел. Видимо, рубль продолжит своё снижение, и я думаю, что уровень более-менее сбалансированного курса – это ближе к 90 рублей за доллар. Я думаю, что в течение нескольких месяцев рубль выйдет на этот уровень».
Итог: растущие цены, тяжелеющие жировки, урезанные зарплаты. Масла в огонь, кстати, подливают те, кто с больших трибун заявляет, что все беды России от отсутствия патриотизма. Заявляют, а потом уезжают на новогодние каникулы в Куршавель и Альпы, а кое-кто даже в модную нынче Антарктиду, краткосрочная путёвка куда стоит минимум 50 тысяч долларов.
В новой реальности, в которой оказалась российская экономика, а вместе с ней и экономики ближайших соседей, в том числе и Беларуси, – все сейчас нуждаются в проверенных рецептах. Работать на этой кухне на глазок – себе дороже. Девальвация намерений, обещаний и уже подписанных договорённостей может оказаться гораздо хуже девальвации рубля. А так хотелось бы скорее видеть предсказуемую, стабильную и платёжеспособную Россию. Разумеется, с «Вятским квасом» на полках гипермаркетов.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram